680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Описание проекта


 
 

3. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Название проекта
 

УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО  ПРОСВЕЩЕНИЯ
 
 

Аннотация проекта
 

     Основной целью правового просвещения населения является овладение знаниями и умениями, необходимыми для осуществления самостоятельных действий граждан по защите, продвижению и реализации своих законных прав, свобод и интересов.  В соответствии с законами дидактики и психологии, наиболее эффективным средством достижения данной цели является построение и организация такого образовательного процесса, при котором  граждане непосредственно на практике будут осуществлять соответствующую деятельность. Представляется целесообразным использовать такой подход для правового просвещения, целью которого будет являться освоения гражданами  права на участие в осуществлении местного самоуправления.

     Огромные возможности для этого предоставляет административная реформа, которая начинается  в муниципалитетах страны. Например, внедрение технологии «управление по результатам» предполагает, что по каждой муниципальной услуге, финансируемой из местного бюджета,  ежегодно  

     - проводится оценка потребностей и мониторинг удовлетворённости населения в бюджетных услугах;  

     - на основе полученных оценок регулярно корректируется перечень и количество таких услуг, а также принимаются меры по повышению их качества.  

     Очевидно, осуществление этих видов деятельности невозможно без участия населения, что приводит к  выводу:  без реализации  права граждан на участие в осуществлении местного самоуправления невозможно осуществить административную реформу, а также построить эффективное местное самоуправление.

      Поиску и апробации методов, форм и условий правового просвещения, целью которого будет являться освоения гражданами  права на участие в осуществлении местного самоуправления,  посвящён данный проект.  
 
 

Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект  
 

          Право граждан на участие в осуществлении местного самоуправления определено Федеральным законном  №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее закон 131-ФЗ).  Как показывает анализ, в реализации данного права  в муниципалитетах Дальнего Востока (как и в других регионах страны), имеются большие проблемы, источниками которых являются как сами граждане, так и представители органов местного самоуправления. Ни те, ни другие не владеют знаниями и умениями, необходимыми для реализации данного права, не разработаны адекватные формы участия граждан, не созданы необходимые условия.  В результате, тормозится развитие как местного самоуправления, так и внедрение новых социальных технологий муниципального управления, основных на широком участии населения в процессах разработки и принятии решений.

      Даже в тех муниципалитетах, где началась административная реформа и где «по определению» должно реализовываться право граждан на участие в осуществлении  местного самоуправления, наблюдаются перечисленные выше проблемы.   

     В частности,  Хабаровск в 2006 году вошел в число 12 муниципальных образований страны (единственный из Дальневосточного федерального округа), получивших субсидии из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. А потому город обязан в течение 2007-2008 года внедрить базовые элементы административной реформы, предполагающие участие населения в осуществлении местного самоуправления.  В  рамках данной работы  уже принят пакет нормативных правовых актов для внедрения  технологии «управление по результатам», однако в них, как правило, только заявлено о привлечении населения к участию в местном самоуправлении, без определения каких-либо форм и механизмов такого  участия. В частности,  в Постановлении Мэра № 953 от 20 июня 2007 года «О мерах по созданию системы учета потребности в представляемых бюджетных (муниципальных) услугах» утверждёны:

     1)  Перечень бюджетных (муниципальных) услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении по 6-ти отраслям (культура, образование,…).  

     2) Регламент оценки потребности в предоставлении услуг, который включает в себя следующую норму: «п.4 Обращение  к услугам социологических служб и независимых экспертов с целью изучения общественного мнения по вопросам предоставления  услуг, проведение социологических опросов и отдельных исследований потребностей».

     Очевидно, что для реализации этих положений необходимо, как минимум,  формировать 6 отраслевых команд независимых экспертов и искать  эффективные формы их участия в процессе изучения общественного мнения по вопросам предоставления муниципальных услуг.  
 
 

Основные цели и задачи  проекта
 

     Цель проекта - разработка новых подходов к правовому просвещению, целью которого будет являться освоения гражданами права на участие в осуществлении местного самоуправления путём включении их в реализацию мероприятий административной реформы.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.

     

     Задача 1. Формирование групп независимых экспертов по отраслям и предоставляемым услугам, в том  числе:

-образование, в том числе:

- услуги дошкольного образования,

- услуги общего среднего образования,

- услуги дополнительного образования,

     -здравоохранения, в том числе:

     - услуги скорой помощи,

     - услуги первичной медико-санитарной помощи,

     - услуги родовспоможения,

-культура, в том числе:

- услуги организаций  культуры;

- библиотечные услуги;

  -физическая культура и спорт, в том числе:

- физкультурно-оздоровительные услуги,

- услуги спорта;

  -жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе:

      - жилищно-коммунальные услуги,

       - услуги благоустройства и озеленения,

      - ритуальные услуги.

      

      Задача 2. Организация работы экспертных групп, в том  числе:

     - разработка Положений о деятельности  экспертных групп,

     - планирование работы групп по включению их в процесс муниципального управления,

     - создание условий для эффективной работы экспертных групп по следующим основным направлениям:

- экспертиза муниципальных нормативных правовых актов,

- разработка и апробация подходов к оценке потребности населения города в муниципальных услугах,

- разработка совместно с органами местного самоуправления стандартов качества муниципальных услуг,

- разработка и апробация подходов к оценке качества предоставляемых услуг.

      

     Задача 3. Разработка и продвижение в Хабаровскую городскую думу проектов муниципальных правовых актов об участии экспертных групп в технологии «управление по результатам».

     

     Задача 4. Распространение результатов проекта, полученных в ходе решения предыдущих задач.  

     Для распространения результатов проекта предлагается:

- регулярно размещать материалы проекта на сайте ДВНЦМС,  

- провести VIII Школу «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке» на тему «Участие населения в осуществлении административной реформы в муниципальных образованиях»,

     - опубликовать материалы проекта в журнале «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке», издаваемом ДВНЦМС.  
 
 

Основные целевые группы, на которые направлен проект
 

     Целевыми группами проекта являются:

  • представители гражданского общества:
    • некоммерческие организации;
    • бизнес - ассоциации;
    • формальные и неформальные общественные объединения;
    • специалисты, эксперты;
    • ученые, преподаватели ВУЗов, студенты;
    • инициативные граждане;
  •      депутаты и специалисты органов местного самоуправления.

 
 

Механизм  и поэтапный  план реализации проекта
 

  В ходе реализации проекта предполагается приступить к решению четырех поставленных задач  и выполнить следующие мероприятия:

Задача

Мероприятие

Период

Количественные показатели

Задача 1. Формирование групп независимых экспертов по отраслям и предоставляемым услугам

1. Разработка и рассылка информационных писем с приглашением к участию в работе экспертных групп.
 
 

2. Формирование списков потенциальных экспертов.
 
 

3. Проведение организационного сбора и формирование тематических экспертных групп по отраслям и предоставляемым услуга.

Ноябрь 2007
 
 
 

Декабрь 2007
 
 

Декабрь 2007

Не менее 100 разосланных информационных писем
 

Количество потенциальных экспертов
 

Количество участников сбора и участников образованных экспертных групп

Задача 2. Организация работы экспертных групп

1. Разработка Положений о деятельности экспертных групп, включая регламенты работы.
 
 

2. Проведение образовательных семинаров для экспертных групп по основам деятельности власти в отраслях.
 

3. Проведение семинаров по внедрению новых технологий «управления по результатам» и «бюджетирования, ориентированного на результат».
 

4. Обеспечение необходимыми информационными материалами для работы групп.
 

5. Организация взаимодействия с органами местного самоуправления по разработке стандартов, оценке потребностей.
 
 
 

6. Инициирование создания общественных советов при органах власти.

Январь 2008
 
 
 

Февраль

2008
 
 
 

Март 2008
 
 
 
 

Январь - март 2008
 
 

Апрель-май 2008
 
 
 


 

Июнь -

июль 2008

Количество разработанных Положений и регламентов
 

Количество участников семинаров
 
 

Количество участников семинаров
 
 

Количество информационных материалов
 

Количество встреч с экспертных групп с представителями органов МСУ
 

Количество участников общественных советов

Задача 3. Разработка и продвижение в Хабаровскую городскую думу проектов муниципальных правовых актов об участии экспертных групп в технологии «управление по результатам»

1. Разработка проектов муниципальных правовых актов об участи экспертных групп в технологии «управление по результатам».
 

2. Продвижение проектов муниципальных правовых актов об участи экспертных групп в технологии «управление по результатам».

Май - июль 2008
 
 
 

Июль-август 2008

Количество разработанных проектов
 
 

Количество принятых правовых актов

Задача 4. Распространение результатов проекта

1. Регулярное размещение результатов проекта на сайте ДВНЦМС.
 
 
 

2. Проведение VIII Школы «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке» на тему «Участие населения в осуществлении административной реформы в муниципальных образованиях».
 

3. Опубликовать полученные результаты проекта в журнале «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке».

Ноябрь 2007 -

октябрь 2008
 

Август-сентябрь 2008
 
 
 
 

Октябрь 2008
 

Количество размещенных материалов
 
 

Количество участников Школы
 
 
 
 

Тираж журнала, количество опубликованных материалов


 

Описание  позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и  в долгосрочной перспективе
 

     В результате реализации проекта по его завершению произойдет ряд позитивных изменений:

  • созданы организационные и правовые условия  для осуществления  трёх  направлений административной реформы, в том числе для:
    • внедрения новых  технологий  «управление по результатам» и «бюджетирование, ориентированное на результат»;
    • стандартизации  регламентации  муниципальных услуг;
    • повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и населения муниципального образования г.Хабаровск;
  • сформированы отраслевые группы независимых общественных экспертов, которые включены в осуществление местного самоуправления;
  • разработаны новые формы участия населения, в том числе экспертного сообщества, в процессе муниципального управления;
  • разработаны правовые основы новых форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
     
     

    Информация об организациях, участвующих в финансировании проекта
     

         Участвовать в реализации проекта и предоставлять свои материальные ресурсы будут Дальневосточная Торгово-Промышленная палата, Хабаровское краевое объединение предпринимателей и промышленников, а также ВУЗы города Хабаровска через привлечение студентов, аспирантов и преподавателей к проведению экспертизы и изучению потребностей населения. Доля таких организаций составит не менее 15 %.
     
     

    Источники финансирования продолжения проекта после окончания средств гранта
     

         После окончания средств гранта к финансированию проекта планируется привлекать бюджетные средства органов  местного самоуправления в связи с развитием института независимой экспертизы.

         Также источником финансирования может служить подготовка экспертных заключений по правовым актам, выполнение прикладных научных и маркетинговых исследований по заявкам органов власти,  бизнес - организаций,  политических партий и других организаций.

  •