680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Механизмы активизации гражданской позиции населения в условиях становления территориального общественного самоуправления


 

Механизмы активизации гражданской позиции населения в условиях становления территориального общественного самоуправления

     Становление местного самоуправления, призванного активизировать гражданскую позицию населения, создать  демократичные органы власти идет сложно и противоречиво.   Причины  называются разные, в том числе и  неприятие самим местным сообществом этого процесса. На чем основывается эта неприязнь?  В первую очередь отмечается:

     -правовой и социальный нигилизм населения города;

     -отсутствие четко определенных гражданских позиций, утрата личностью ориентационных  социальных ценностей вообще и коллективных ценностей в том числе;

     -отсутствие у большинства  населения частной собственности и, соответственно, желания ее защитить и обустроить;

     -привитый менталитет коллективной ответственности и права коллективной собственности  граждан и как результат отсутствии, какой либо ответственности  вообще и моральной, и материальной.

     В течение всех лет перестройки действительность приучала обывателя к индивидуализму, который рассматривался как единственная ценность и «неизбежная жизненная стратегия». Однако, сформировавшийся у российских граждан «советский индивидуализм» отличается от «индивидуализма  западного».  Как пишет Г.Г. Дилигенский: «Есть основания утверждать, что советский индивидуализм в известном смысле более «тотален», чем тот, который взращен «индивидуалистическими» обществами Запада, где его ограничивают и уравновешивают культура ассоциаций и коммунитаризма, ценность и практика социальной солидарности.

     Советский коллективизм может связывать или запрещать определенные проявления индивидуализма, но он не в состоянии противостоять его господству в личной мотивации и поведении, ибо некоммуницирует индивиду социальных целей или ценностей, способных мотивировать его деятельность. В то же время  это - осторожный и боязливый индивидуализм, исключающий такую индивидуальную инициативу, которая вела бы к изменениям в социальной действительности. Он целиком ориентирован на поиск оптимальной ниши в системе статусов, поддерживаемой бюрократическим государством, или же разрывов, «пор» в этой системе (например, путем использования возможностей теневой экономики)». Человек  в постсоциалистическом  пространстве оказался не готов,  т.е. уже не способен строить социальные связи,  опираясь на коллективную ответственность  и еще не готов  нести за них индивидуальную ответственность. Личность  не готова к реализации данной ее социальной функции свободно под свою ответственность  решать проблемы как свои,  так и коллективные. Именно поэтому она отторгает представленные ей возможности, абстрагируется от происходящих вокруг  социально-политических процессов.

     Анализ ситуации, существующей на территории муниципалитета «Город Биробиджан», показывает, что основная масса населения не принимает также и  инициатив (даже позитивных) исходящих от органов государственной власти и органов местного самоуправления.Например, предпринятая мэрией г. Биробиджана в июне-сентябре 1999 года  очередная попытка организовать процесс скорейшего становления территориальных органов самоуправления (ТОС), увеличить их число и усилить активность существующих поселковых, домовых и уличных комитетов, с целью включения в самоуправленческие процессы  большего числа проживающего  в муниципалитете населения, не увенчалась успехом. Диалог с власть не состоялся.

     В связи с этим, группа молодых ученых, членов Еврейского областного регионального отделения ООО «Муниципальная Академия» предложила подойти к решению  этой проблемы другим путем. Был  разработан проект,  призванный        повысить общественную активность членов домовых, уличных, поселковых комитетов территориального общественного самоуправления и горожан, посредством введения инновационных механизмов взаимодействия граждан и органов местного самоуправления и повышения уровня информированности о происходящих процессах в области повышения деятельности ТОС.

     История становления территориального общественного самоуправления в ЕАО началась с принятия в 1997 году Закона об организации  местного самоуправления в ЕАО. Выборы  органов местного самоуправления состоялись в том же году, сначала в областном центре, а  через два с половиной года и в районах области. Однако по сути бывшие администрации районов были просто  трансформированы в муниципальные органы управления с сохранением на руководящих постах бывших глав администраций. При этом органы местного самоуправления избирались жителями, а органы территориального общественного самоуправления были сформированы на базе ранее существовавших Советов домовых, уличных, поселковых комитетов.

     Как показало время,  это был неплохой способ формирования органов общественного самоуправления, поскольку,  проработав не один год, они доказали свою жизнеспособность, приобрели определенный  общественно-административный опыт и  имеют высокоорганизованный, актив  в лице председателей и членов этих комитетов. Однако,  их  количество всё ещё очень мало. К примеру, на территории муниципального образования «Город Биробиджан» действуют в настоящее время всего лишь 25 домовых комитета, хотя на балансе комитета  муниципального имущества благоустроенных домов насчитывается более 500.  К тому же все 25 комитетов объединяет один принцип организации, эти дома являются кооперативными. Жильцы  на стадии строительства  объединились в жилищно-строительный кооператив, фактически  защита частнособственнических интересов и послужила поводом к объединению усилий граждан.

     Остальной муниципальный жилищный фонд выстроен  за счет государственных капвложений либо хозспособом предприятий и жильцов этих домов изначально  не объединяла единая  цель,  не существовало основы  для  формирования коллективной ответственности.  Видимо поэтому организация домовых комитетов в этих домах дело хлопотное и все попытки  муниципальных органов власти создать здесь домовые комитеты так и  не увенчались успехом.

     Формирование готовности личности к самоуправлению - сложный, противоречивый процесс.  Мешает, как уже обозначалось выше,  в первую очередь,   пассивность большинства граждан, узость их интересов, невысокий уровень социальных оценок, недостаточная информированность. Но процессы демократизации регионального сообщества неумолимы. Постепенно меняются установки поведения, начинает преобладать ориентация на активно-преобразовательное отношение к действительности, к общественной жизни во всех ее проявлениях. Начинают формироваться навыки заинтересованного,  ответственного, самостоятельного ведения дел.

     Планомерный процесс повышения реальной готовности граждан брать непосредственно на себя все более широкий круг общественных дел, создает условия для повышения эффективности их участия в управлении. Теперь уже мало довольствоваться простым содействием работе государственных органов, эпизодическим выполнением общественных функций. Требуется систематическое, всеохватывающее и решающее участие граждан в управлении, что означает формирование нового качественного уровня и углубление принципов самоуправления. К достижению инновационных процессов в сфере самоуправления  ведет несколько путей, связанных между собой.

     Прежде всего, требуется выработка устойчивой гражданской позиции, формирование зрелых социальных оценок граждан, развитие чувства социальной ответственности за порученное дело, за все, что происходит вокруг. Необходимо, чтобы каждый человек четко знал свои права, обязанности и ответственность. Уяснение органических связей между правами, обязанностями и ответственностью - это та линия работы, то направление развития гражданской инициативы, которое должно быть предметом постоянной заботы органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, средств массовой информации. Каждый должен в полном объеме осознавать все линии своих связей с обществом и государством. Однако одних пассивных знании мало. Необходимы практические меры для того, чтобы  граждане активно пользовались своими правами.

          Над реализацией этих процессов и работает актив общественной организации «Муниципальная Академия». Эффективность общественных институтов непосредственно влияет на масштабы реального вовлечения граждан в решение больших и малых вопросов, на фактическое, деловое участие людей в обсуждении вопросов, в реализации принятых решений, в контроле за деятельностью должностных лиц, в развитии механизмов социального партнерства и, как итог, в становлении и укреплении принципов гражданского общества. Но иногда это участие осуществляется как бы автоматически, а не в результате той меры осознанности, которая характеризует высокую гражданскую позицию. К тому же некоторые обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления преследуют сугубо личные цели. Поэтому задача развития более широкой социальной мотивации на общественную деятельность людей (коллективную защиту интересов через территориальные органы самоуправления) остается, как нельзя актуальной.   

     В процессе функционирования общественных институтов происходит постепенное воспитание граждан, растет их гражданская зрелость. Они проходят  школу практической общественной деятельности,  которая формирует и активизирует их участие во всех общественных процессах. И при этом происходит самое главное: гражданам реально прививаются навыки общественного самоуправления, способность и умение решать социальные вопросы под личную ответственность.

     Принимая все это во внимание,  авторы проекта «Инициатива» ставят перед собой сложную задачу: с одной стороны, повысить гражданскую инициативу у горожан, а с другой преодолеть элементы формализма в деятельности депутатов городской Думы, специалистов органов местного самоуправления и руководителей муниципальных предприятий города.  Основные задачи, поставленные организаторами проекта:

- повысить и углубить уровень знаний населения, активистов территориального общественного самоуправления в сфере местного самоуправления;

- подготовить и предложить Городской Думе нормативно-правовые акты о статусе территориального общественного самоуправления (рамочные уставы);

- разработать и предложить на утверждение городской Думе Положение о ТОС  возможно через механизм народной законодательной инициативы;

- обобщить нормативно-правовую базу федерального и местного законодательства о ТОС.

     Авторы проекта приглашают заинтересованных лиц к обсуждению данной темы и  обмену  опытом.