О потенциальных угрозах возникновения новых административных барьеров для малого и среднего бизнеса в связи с реализацией ФЗ №131
Н.П.Поличка,
Дальневосточный научный
центр местного самоуправления
О потенциальных угрозах возникновения новых административных барьеров для малого и среднего бизнеса в связи с реализацией ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
Начавшаяся в стране реформа публичной власти требует от каждого органа власти чёткого определения государственной и муниципальной политики по каждому вопросу их компетенции и закрепление её в соответствующем нормативном правовом акте.
В частности, к вопросам местного значения городского округа, установленных ст.16 ФЗ №131, отнесено значительное количество вопросов, касающихся функционирования большинства отраслевых рынков товаров и услуг в муниципальном образовании, о чём свидетельствует таблица:
Вопросы местного значения городского округа по ст.16 ФЗ №131 | Отраслевые местные рынки |
4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; | Рынок услуг по электроснабжению Рынок услуг по теплоснабжению Рынок услуг по газоснабжению Рынок услуг по водоснабжению Рынок услуг в сфере водоотведения Рынок услуг по снабжению топливом |
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; |
Рынок услуг по содержанию и строительству автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений |
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; | Рынок жилья Рынок жилищно-коммунальных услуг |
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; | Рынок транспортных услуг населению |
13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время; | Рынок образовательных услуг (дошкольное, школьное, дополнительное) Рынок услуг летнего отдыха детей |
14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; | Рынок медицинских услуг |
15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; | Рынок услуг связи Рынок услуг общественного питания Рынок услуг торговли (оптовая, розничная) Рынок услуг бытового обслуживания |
16) организация библиотечного обслуживания населения; | Рынок библиотечных услуг населению |
17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; | Рынок досуговых услуг Рынок услуг культуры |
19) обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта; | Рынок услуг массовой физической культуры и спорта |
20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; | Рынок услуг массового отдыха жителей |
21) опека и попечительство; | Рынок социальных услуг |
23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; | Рынок ритуальные услуги |
24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; | Рынок услуг по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов |
25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа; | Рынок услуг благоустройства и озеленения |
27) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. | Рынок услуг по освещению улиц Рынок услуг по установке указателей |
Таким образом, интересы большинства предпринимателей города, работающих в малом и среднем бизнесе на этих рынках, соприкасаются с компетенцией и ответственностью органов местного самоуправления.
Анализ правового обеспечения местного самоуправления большинства муниципальных образований Приморского края, а также г.Хабаровска показал, что в настоящее время по большинству из этих вопросов муниципалитеты не имеют никаких нормативных правовых актов. Следовательно, они никак не регулируют процессы и отношения, возникающие на этих рынках. Однако, в связи с принятием ФЗ №131 по всем этим вопросам местного значения органы местного самоуправления должны будут определить свою политику и закрепить их в соответствующих нормативных правовых актах.
Поскольку ничего другого, кроме ограничений, запрещений, лицензирования, сертификации, контроля и т.п. органы власти, наверняка, предложить не смогут, то велика вероятность появления в ходе данной правотворческой деятельности новых административных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях.
Для предотвращения этого негативного прогноза представляется целесообразным:
-знакомство максимально большого числа предпринимателей с потенциальной угрозой;
-включение бизнес-ассоциаций в правотворческую деятельность органов местного самоуправления, связанную с внедрение ФЗ №95 и ФЗ №131.