680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Проект «Муниципальное регулирование экономики: новые решения»

ПРОЕКТ

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ:

НОВЫЕ РЕШЕНИЯ»
 

Постановка проблемы и её актуальность для разработки экономической политики на муниципальном уровне
 

     Базовой составляющей стратегии развития любого муниципального образования является развитие его экономики. При этом устранение несовершенств рынка является общепризнанным основанием государственного и муниципального вмешательства в экономику путем установления специальных правил поведения экономических агентов (регуляций).  

     Регулировать поведение экономических агентов региональные и муниципальные власти могут только в тех отраслях, которые  находятся в сфере их компетенции. В частности, в соответствии ФЗ №131 «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городского округа находятся  27 вопросов местного значения, под которые попадают около 30 муниципальных рынков товаров и услуг (см. таблицу)
 

Вопросы местного значения городского округа

по ст.16 ФЗ №131

Местные отраслевые рынки

4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

Рынок услуг по электроснабжению

Рынок услуг по теплоснабжению

Рынок услуг по газоснабжению

Рынок услуг по водоснабжению

Рынок услуг в сфере водоотведения

Рынок услуг по снабжению топливом

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

     

     Рынок услуг по содержанию и строительству автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

Рынок жилья
 

Рынок жилищно-коммунальных услуг  

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;

Рынок транспортных услуг населению

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

Рынок образовательных услуг (дошкольное, школьное, дополнительное)
 

Рынок услуг летнего отдыха детей  

14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

Рынок медицинских услуг

15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

Рынок услуг связи

Рынок услуг общественного питания

Рынок услуг торговли (оптовая, розничная)

Рынок услуг бытового обслуживания

16) организация библиотечного обслуживания населения;

Рынок библиотечных услуг населению

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

Рынок досуговых услуг

Рынок услуг культуры

19) обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта;

Рынок услуг массовой физической культуры и спорта

20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

Рынок услуг массового отдыха жителей  

21) опека и попечительство;

Рынок социальных услуг  

23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

Рынок ритуальные услуги

24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

Рынок услуг по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов

25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;

Рынок услуг благоустройства и озеленения

27) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Рынок услуг по освещению улиц

Рынок услуг по установке указателей


 

Анализ практики деятельности органов местного самоуправления ряда дальневосточных муниципальных образований показывает, что по большинству их этих рынков в настоящее время не осуществляется никакого муниципального регулирования, и, следовательно, они развиваются стихийно. Что же касается рынков, где регулирование со стороны местного самоуправления  осуществлялось, то, как правило, наблюдаются негативные последствий таких регуляций.
 

     В связи с вступлением в силу 1 января 2006 года ФЗ №131 «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», а также принятых  в августе 2004 года поправок в Бюджетный кодекс РФ,  по каждому вопросу местного значения  должны быть приняты нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства местных бюджетов. Это означает, что если в структуре администрации города есть хотя бы один специалист, который,  например, собирает информацию о функционировании того  или иного потребительского рынка в муниципальном образовании, то необходимо принятие нормативного правового акта, в котором должна обосновываться необходимость расходов на содержание данного специалиста.

     В этой ситуации муниципальные чиновники начали разрабатывать такие должностные  обязанности, которые смогут обеспечить их постоянной работой на долгие годы. Как правило, данный функционал включает в себя полномочия по воздействию на муниципальную  экономику со стороны органов местного самоуправления. Это означает, что малый и средний бизнес  стоят перед угрозой возникновения  новых административных барьеров. Велика вероятность того,  что негативные последствия существующего муниципального регулирования смогут теперь ощутить не отдельные отрасли, а все, находящиеся в сфере компетенции местных властей.

     Сказанное выше говорит о проблеме неэффективного муниципального регулирования экономики и необходимости её решения, в связи с реформой местного самоуправления.  

     Исследованию этой проблемы посвящен данный проект.
 

     Цель проекта - анализ состояния муниципального регулирования экономики в ряде дальневосточных муниципальных образованиях и разработка предложений по его совершенствованию с учётом основных положений административной реформы, проводимой в стране.
 

     Руководитель проекта: Поличка Нина Петровна, директор  ДВНЦМС,  доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры  государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета

     

     Проект ( )осуществлён  Дальневосточным научным центром местного самоуправления при поддержке  Московского Общественного Научного Фонда за счет средств, предоставленных Агентством по Международному развитию Соединенных Штатов  (USAID).

     В настоящем номере журнала приводятся некоторые результаты, полученные в ходе реализации данного проекта, а также представлена информация об  основных мероприятиях, проведенных  в рамках проекта как с целью привлечения интеллектуального потенциала    хабаровской молодёжи в данной проблематике, а также с целью апробации и распространения полученных результатов

     Издание настоящего номера журнала осуществлено за счёт средств гранта.

     

     Точка зрения, отраженная в публикациях журнала, может не совпадать с точкой зрения Агентства по Международному развитию или Московского Общественного научного Фонда.