Новый взгляд на муниципальное регулирование экономики
А.Воропаев, Е.Поличка, Н.Поличка, Е.Шило
НОВЫЙ ВЗГЛЯД
НА МУНИЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
В соответствии со ст. 1 федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
местное самоуправление это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая … самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.
Ключевыми словами в данной формулировке являются вопросы местного значения (задачи местного самоуправления), решение которых может осуществляться тремя способами:
- населением непосредственно;
- населением и органами местного самоуправления;
- органами местного самоуправления.
При этом перечень полномочий, которые в рамках решения вопросов местного значения должны осуществлять органы местного самоуправления, определен в ст. 17 ФЗ№131.
Таким образом, для выявления экономических функций местного самоуправления необходимо выявить те вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления, которые связаны с хозяйственно-организаторской и регулирующей деятельностью местной власти.
Анализ содержания вопросов местного значения, установленных в ст. 14-16 ФЗ №131, показывает, что решение многих из них связаны с предоставлением жителям муниципального образования, а также юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального образования, широкого спектра услуг, как то:
- услуги по электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, водоснабжению и водоотведению,
- услуги культуры и библиотечные услуги,
- образовательные услуги (дошкольного, школьного, дополнительного образования),
- медицинские и лечебно-оздоровительные услуги,
- жилищно-коммунальные услуги,
- транспортные услуги и услуги пассажирского транспорта;
- услуги связи, общественного питания, торговли бытового обслуживания,
- досуговые услуги и услуги массового отдыха,
- услуги по сбору, вывозу, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов,
- ритуальные услуги,
- и т.д.
Это означает, что деятельность местного самоуправления должна быть направлена на создание на территории муниципального образования различных хозяйственных систем (комплексов, отраслей,…), которые будут производить эти услуги. При этом роль местной власти в создании таких систем различна, поскольку в формулировках вопросов местного значения применяются различные термины.
Представляется целесообразным выделять два уровня участия местного самоуправления в создании таких систем.
Первый уровень, участия местного самоуправления в создании хозяйственных систем выраженный в термине «организация»(1) касается следующих вопросов местного значения
_________________________
(1) Организовать - основать, учредить, подготовить, наладить, упорядочить, устроить.
- организация в границах городского округа электроснабжения населения;
- организация в границах городского округа теплоснабжения населения;
- организация в границах городского округа газоснабжения населения;
- организация в границах городского округа водоснабжения населения;
- организация в границах городского округа водоотведения;
- организация в границах городского округа снабжения населения топливом;
- организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда,
- организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
- организация предоставления дополнительного образования;
- организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа;
- организация отдыха детей в каникулярное время;
- организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной);
- организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях;
- организация оказания на территории городского округа медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
- организация библиотечного обслуживания населения;
- организация ритуальных услуг;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;
- организация освещения улиц;
Исходя из толкования термина «организация» можно предположить, что максимальное участие местного самоуправления может выражаться в основании, учреждении хозяйственной системы или её отдельных элементов (муниципальных предприятий и учреждений), производящих соответствующие услуги.
Вместе с тем, исходя из толкования термина «организация», вероятно допускается и более «мягкое» участие. А именно местное самоуправление может только упорядочивать деятельность самостоятельных, немуниципальных хозяйствующих субъектов - производителей услуг. Исходя из концепции «субсидиарного» государства это означает, что органы местного самоуправления должны включаться в производство этих услуг через создание муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений только в случае, когда само население непосредственно не может производить следующие виды услуг:
- содержание муниципального жилищного фонда,
- благоустройство и озеленение территории;
- освещение улиц;
- сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов;
- коммунальные услуги населению, в т.ч.
- электроснабжение;
- теплоснабжение;
- газоснабжение;
- водоснабжение;
- водоотведение;
- снабжение топливом;
- транспортное обслуживание населения;
- образовательные услуги населению, в т.ч. :
- начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
- дополнительного образования;
- дошкольного образования;
- отдых детей в каникулярное время;
- медицинские услуги населению, в т.ч.:
- скорой медицинской помощи;
- первичной медико-санитарной помощи
- медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
- услуги культуры, в т.ч.
- библиотечное обслуживание;
- ритуальные услуги.
Второй уровень участия местного самоуправления, выраженный в терминах «обеспечение условий», «создание условий»(2) касается следующих вопросов местного значения:
_________________________
(2) Условия - правила, установленные в какой-либо области деятельности; обстановка, в которой происходит что-либо; наличие чего-либо окружающего, сопутствующего.
- создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи;
- создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания;
- создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли;
- создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами бытового обслуживания;
- создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению;
- создание условий для организации досуга;
- создание условий для массового отдыха жителей городского округа;
- создание условий для жилищного строительства.
Очевидно, что главной обязанностью местного самоуправления в данном случае является установление правовых условий деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку только данные органы власти наделены полномочиями и могут устанавливать такие общеобязательные правила по вопросам местного значения. Кроме того, органы местного самоуправления могут создавать и другие условия для деятельности хозяйствующих субъектов, а именно: финансовые, материально-технические, информационные и т.д. Это означает, что само население непосредственно (физические и (или) юридические лица) должно производить следующие виды услуг:
- услуги связи;
- услуги общественного питания;
- услуги торговли;
- услуги бытового обслуживания;
- услуги организаций культуры (за исключение библиотечных услуг);
- транспортные услуги;
- услуги в сфере досуга;
- услуги массового отдыха.
Более того, что в соответствии со ст. 50 ФЗ №131, муниципалитет не может иметь имущество, предназначенное для производства услуг связи, а также услуг торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Это означает, что фактически законом наложен запрет на участие муниципалитета в производстве этих услуг населению.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:
1. В состав экономической функции местного самоуправления должна входить деятельность по формированию в муниципальном образовании около 20-ти эффективно функционирующих муниципальных рынков услуг.
2. Под муниципальным отраслевым рынком будем понимать отрасль предпринимательской (коммерческой или некоммерческой) деятельности, соответствующих вопросам местного значения, установленных ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ответственность за функционирование которой несёт система местного самоуправления муниципального образования.
Аналогично, под муниципальным регулированием экономики будем понимать деятельности местного самоуправления, направленная на формирование, поддержание в равновесии и развитие муниципальных отраслевых рынков.
3. Степень участия местного самоуправления в формировании, поддержании в равновесии и развитии данных рынков определяется правовыми основами решения вопросов местного значения, установленными федеральным законодательством.
Инструменты и задачи муниципального регулирования экономики
Содержательный анализ федерального законодательства, касающегося организации и деятельности местного самоуправления показывает, что для реализации своих экономических функции местное самоуправление имеет следующие полномочия (может осуществлять следующие виды деятельности):
- правовое регулирование (установление общеобязательных правил) вопросов местного значения;
- установление местных налогов и сборов;
- выдача кредитов из местного бюджета и предоставление гарантий;
- управление муниципальной собственностью;
- установление льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни в части местных налогов и сборов и использования муниципального имущества;
- инвестиционная деятельность в рамках вопросов местного значения;
- строительство и содержание инфраструктуры (содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования,….. );
- создание и управление муниципальными унитарными предприятиями (МУП) и муниципальными учреждениями (МУ);
- принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
- защита прав потребителей в рамках компетенции, установленной федеральным законодательством «О защите прав потребителей»;
- и др.
С учётом современных представлений теории организации отраслевых рынков, экономики общественного сектора, а также основных положений экономической политики и реформы публичной власти (переход к концепции «субсидиарного» государства), реализуемых в настоящее время в России, логика экономической деятельности местного самоуправления может быть представлена как решение трёх задач:
Задача 1. Формирование муниципальных отраслевых рынков услуг.
Задача 2. Поддержание равновесия на муниципальных отраслевых рынках услуг.
Задача 3. Развитие муниципальных рынков услуг.
При этом, решение каждой из задач включает в себя следующий набор функций (инструментов):
Задача 1. Формирование муниципальных отраслевых рынков услуг, в т.ч.:
- создание условий для предпринимательской деятельности на данных рынках, в т.ч
- создание правовых условий (разработка правовых основ данного рынка),
- создание материально-технических условий (инвестиционная деятельность в рамках вопросов местного значения, предоставление муниципального имущества в аренду или в безвозмездное пользование,….)
- создание благоприятных финансовых условий (выдача кредитов из местного бюджета, создание фондов поддержки, предоставление гарантий, установление льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни в части местных налогов и сборов, ….),
- информационная, консалтинговая, образовательная поддержка (создание бизнес-инкубаторов, информационных баз данных о муниципальном имуществе, сдаваемом в аренду, ….);
- …………
- стимулирование предпринимательской деятельности;
- создание МУПов или муниципальных учреждений и обеспечение их функционирования в случае невозможности или нецелесообразности привлечение частного бизнеса в данные отрасли;
- …………
Задача 2. Поддержание равновесия на муниципальных отраслевых рынках услуг, в т.ч.:
- мониторинг рынков,
- защита прав потребителей в рамках компетенции, установленной федеральным законодательством;
- разработка и реализация мер по преодолению провалов рынка с использованием различных методов регулирования (саморегулирование, сорегулирование, муниципальное регулирование,..)
- …………….
Задача 3. Развитие муниципальных отраслевых рынков услуг, в т.ч.
- проведение маркетинговых исследований с целью выявления тенденций на рынке;
- разработка прогнозов;
- разработка программ развития муниципальных рынков;
- реализация программ развития муниципальных рынков;
Данная логика будет работать в том случае, когда рынок организуется с «нуля». Например, в случае делегирования местному самоуправлению нового вопроса местного значения. Однако в большинстве своём в настоящее время многие муниципальные отраслевые рынки уже функционируют. Следовательно, речь должна идти не столько о формировании муниципального отраслевого рынка, сколько о поддержании на нём равновесия, а также о развитии рынков.
Вместе с тем, при анализе состояния муниципального регулирования экономики представляется целесообразным анализировать
-созданы ли местной властью правовые, материально-технические, финансовые,…. условия для предпринимательства на муниципальных отраслевых рынках. -созданы ли местной властью правовые, материально-технические, финансовые, …. условия для развития предпринимательства на муниципальных отраслевых рынках;
-существует ли система мониторинга муниципальных отраслевых рынков и как поддерживается равновесие на данных рынках;
-какие программы развития муниципальных отраслевых рынков существуют?