680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Новый взгляд на муниципальное регулирование экономики

А.Воропаев, Е.Поличка, Н.Поличка, Е.Шило
 

НОВЫЙ ВЗГЛЯД

НА МУНИЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

     В соответствии со ст. 1 федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

     местное самоуправление это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая … самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Ключевыми словами  в данной формулировке являются вопросы местного значения (задачи местного самоуправления), решение которых может осуществляться тремя способами:

  • населением непосредственно;
  • населением  и органами местного самоуправления;
  • органами местного самоуправления.

     При этом перечень полномочий, которые в рамках решения вопросов местного значения должны осуществлять органы местного самоуправления, определен в ст. 17 ФЗ№131.  

     Таким образом, для выявления экономических функций  местного самоуправления необходимо выявить те вопросы местного значения и полномочия  органов местного самоуправления, которые связаны с хозяйственно-организаторской и регулирующей деятельностью местной власти.    

      Анализ содержания вопросов местного значения,  установленных  в ст. 14-16 ФЗ №131,  показывает, что решение  многих  из них  связаны с предоставлением жителям муниципального образования, а также юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального образования,  широкого спектра услуг,  как то:

  • услуги по электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, водоснабжению и водоотведению,
  • услуги культуры и библиотечные услуги,
  • образовательные услуги (дошкольного, школьного, дополнительного образования),
  • медицинские и лечебно-оздоровительные услуги,
  • жилищно-коммунальные услуги,
  • транспортные услуги  и услуги пассажирского транспорта;  
  • услуги связи, общественного питания,  торговли  бытового обслуживания,
  • досуговые услуги и услуги массового отдыха,
  • услуги по сбору, вывозу, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов,
  • ритуальные услуги,
  • и т.д.

Это означает, что  деятельность местного самоуправления должна быть направлена на создание на территории муниципального образования различных хозяйственных систем (комплексов, отраслей,…), которые будут производить эти услуги.  При этом роль местной власти в создании таких систем  различна, поскольку в формулировках вопросов местного значения применяются различные термины.

     

Представляется целесообразным выделять два уровня участия местного самоуправления в создании таких систем.

     Первый уровень,   участия местного самоуправления в создании хозяйственных систем выраженный в термине  «организация»(1)  касается  следующих вопросов местного значения

_________________________

(1) Организовать - основать, учредить, подготовить, наладить, упорядочить, устроить.

  • организация в границах городского округа электроснабжения населения;
  • организация в границах городского округа  теплоснабжения населения;
  • организация в границах городского округа газоснабжения населения;
  • организация в границах городского округа водоснабжения населения;
  • организация в границах городского округа водоотведения;
  • организация в границах городского округа снабжения населения топливом;
  • организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда,
  • организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
  • организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
  • организация предоставления дополнительного образования;
  • организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа;
  • организация отдыха детей в каникулярное время;
  • организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной);
  • организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях;
  • организация оказания на территории городского округа медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
  • организация библиотечного обслуживания населения;
  • организация ритуальных услуг;
  • организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
  • организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;
  • организация освещения улиц;

Исходя из толкования термина «организация» можно предположить, что  максимальное  участие местного самоуправления может выражаться в основании, учреждении хозяйственной  системы или её отдельных элементов (муниципальных предприятий и учреждений), производящих соответствующие услуги.

     Вместе с тем, исходя из толкования термина «организация», вероятно допускается и более «мягкое» участие. А именно местное самоуправление может только упорядочивать деятельность  самостоятельных, немуниципальных хозяйствующих субъектов - производителей услуг. Исходя из концепции «субсидиарного» государства это означает, что органы местного самоуправления должны включаться в производство этих услуг через создание муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений только в случае, когда само население непосредственно  не может производить следующие виды услуг:

  • содержание муниципального жилищного фонда,
  • благоустройство и озеленение территории;  
  • освещение улиц;
  • сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов;
  • коммунальные услуги населению, в т.ч.
    • электроснабжение;
    • теплоснабжение;
    • газоснабжение;
    • водоснабжение;
    • водоотведение;
    • снабжение  топливом;
  • транспортное обслуживание населения;
  • образовательные услуги населению, в т.ч. :
    • начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования  
    • дополнительного образования;
    • дошкольного образования;
  • отдых детей в каникулярное время;
  • медицинские услуги населению, в т.ч.:
    • скорой медицинской помощи;
    • первичной медико-санитарной помощи  
    • медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
  • услуги культуры, в т.ч.
    • библиотечное обслуживание;
  • ритуальные услуги.

     Второй уровень участия местного самоуправления,  выраженный в терминах «обеспечение условий», «создание условий»(2) касается следующих вопросов местного значения:

_________________________

(2) Условия - правила, установленные в какой-либо области деятельности; обстановка, в которой происходит что-либо; наличие чего-либо окружающего, сопутствующего.  

  • создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи;
  • создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания;
  • создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли;
  • создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами бытового обслуживания;
  • создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению;
  • создание условий для организации досуга;
  • создание условий для массового отдыха жителей городского округа;
  • создание условий для жилищного строительства.

     Очевидно, что главной обязанностью местного самоуправления в данном случае является установление правовых условий деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку только данные органы власти наделены полномочиями и могут устанавливать такие общеобязательные правила по вопросам местного значения. Кроме того, органы местного самоуправления могут создавать и другие условия для деятельности хозяйствующих субъектов, а именно:  финансовые, материально-технические,  информационные и т.д. Это означает, что само население непосредственно (физические и (или) юридические лица) должно производить следующие виды услуг:

  • услуги связи;
  • услуги общественного питания;
  • услуги торговли;
  • услуги бытового обслуживания;
  • услуги организаций культуры (за исключение библиотечных услуг);
  • транспортные услуги;
  • услуги в сфере досуга;
  • услуги  массового отдыха.

Более того, что в соответствии со ст. 50 ФЗ №131, муниципалитет не может иметь имущество, предназначенное для производства услуг связи, а также услуг торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Это означает, что фактически законом наложен запрет на участие муниципалитета в производстве этих услуг населению.   

     Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

     1. В состав экономической функции местного самоуправления должна входить деятельность по формированию в муниципальном образовании около 20-ти эффективно функционирующих муниципальных рынков услуг.   

     2. Под муниципальным отраслевым рынком будем понимать отрасль предпринимательской (коммерческой или некоммерческой) деятельности, соответствующих вопросам местного значения, установленных ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ответственность за функционирование которой несёт система местного самоуправления муниципального образования.  

     Аналогично, под муниципальным регулированием экономики будем понимать деятельности местного самоуправления, направленная на формирование, поддержание в равновесии и развитие  муниципальных отраслевых рынков.

     3. Степень участия местного самоуправления в формировании, поддержании в равновесии и развитии данных рынков определяется правовыми основами решения вопросов местного значения, установленными федеральным законодательством.

Инструменты и задачи муниципального регулирования экономики  

     Содержательный анализ федерального законодательства, касающегося организации и деятельности местного самоуправления показывает, что для реализации своих экономических функции местное самоуправление имеет следующие полномочия (может осуществлять следующие виды деятельности):

  • правовое регулирование (установление общеобязательных правил) вопросов местного значения;  
  • установление местных налогов и сборов;
  • выдача кредитов из местного бюджета и предоставление гарантий;
  • управление муниципальной собственностью;
  • установление  льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни в части местных налогов и сборов и использования муниципального имущества;
  • инвестиционная деятельность в рамках вопросов местного значения;
  • строительство и содержание инфраструктуры (содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования,…..  );
  • создание и управление муниципальными унитарными предприятиями (МУП) и муниципальными учреждениями (МУ);
  • принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
  • защита прав потребителей в рамках компетенции, установленной федеральным законодательством «О защите прав потребителей»;   
  • и др.

      С учётом  современных представлений теории организации отраслевых рынков, экономики общественного сектора, а также основных положений экономической политики и реформы публичной власти (переход к концепции «субсидиарного» государства), реализуемых в настоящее время в России, логика экономической деятельности местного самоуправления может быть представлена как решение трёх задач:

     Задача 1. Формирование муниципальных отраслевых рынков услуг.

     Задача 2. Поддержание равновесия на муниципальных отраслевых рынках услуг.

     Задача 3. Развитие муниципальных рынков услуг.

При этом, решение каждой из задач включает в себя следующий набор функций (инструментов):

     Задача 1. Формирование муниципальных отраслевых рынков услуг, в т.ч.:

  • создание условий для предпринимательской деятельности на данных рынках, в т.ч
    • создание правовых условий (разработка правовых основ данного рынка),
    • создание материально-технических условий (инвестиционная деятельность в рамках вопросов местного значения, предоставление муниципального имущества в аренду или в безвозмездное пользование,….)
    • создание благоприятных финансовых условий (выдача кредитов из местного бюджета, создание фондов поддержки, предоставление гарантий,  установление  льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни в части местных налогов и сборов, ….),
    • информационная, консалтинговая, образовательная поддержка (создание бизнес-инкубаторов,  информационных баз данных о муниципальном имуществе, сдаваемом в аренду,  ….);
    • …………
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • создание МУПов или муниципальных учреждений и обеспечение их функционирования в случае невозможности или нецелесообразности привлечение частного бизнеса в данные отрасли;
  • …………

     Задача 2. Поддержание  равновесия на муниципальных отраслевых рынках услуг, в т.ч.:

  • мониторинг рынков,
  • защита прав потребителей в рамках компетенции, установленной федеральным законодательством;
  • разработка и реализация мер по преодолению провалов рынка с использованием различных методов регулирования (саморегулирование, сорегулирование, муниципальное регулирование,..)
  • …………….

Задача 3. Развитие муниципальных отраслевых рынков услуг, в т.ч.

  • проведение  маркетинговых исследований с целью выявления тенденций на рынке;
  • разработка прогнозов;  
  • разработка программ развития муниципальных рынков;
  • реализация  программ развития муниципальных рынков;

     Данная логика  будет  работать  в том случае, когда рынок организуется с «нуля». Например,  в случае делегирования местному самоуправлению нового вопроса местного значения.  Однако в большинстве своём  в настоящее время многие муниципальные отраслевые рынки уже функционируют. Следовательно, речь должна идти не столько о формировании муниципального отраслевого рынка, сколько о поддержании на нём равновесия, а также о развитии рынков.

     Вместе с тем,  при анализе состояния муниципального регулирования экономики представляется целесообразным анализировать

     -созданы ли местной властью правовые, материально-технические, финансовые,…. условия для предпринимательства на муниципальных отраслевых рынках.  -созданы ли местной властью правовые, материально-технические, финансовые, …. условия для развития предпринимательства на муниципальных отраслевых рынках;

     -существует ли система мониторинга  муниципальных отраслевых рынков и как поддерживается равновесие на данных рынках;

     -какие программы развития муниципальных отраслевых рынков существуют?