680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Актуальные проблемы мониторинга муниципальных отраслевых рынков

Е.Поличка


 

МОНИТОРИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ:

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
 

     Для регулирования муниципальных отраслевых рынков, для разработки прогнозов и программ их развития необходимо осуществлять постоянных мониторинг, то есть собирать определенный перечень информации, которая позволит своевременно выявлять провалы и тенденции,   возникающие на этих рынках.  Исследования показали, что в органах местного самоуправления собирается достаточно много различной статистической информации, на основе которой ежегодно разрабатывается ПАСПОРТ городов, рассчитываются основные показатели и прогнозы социально-экономического развития, готовятся аналитические (констатирующие) части правовых актов, разрабатываются отраслевые программы  и т.д. Вместе с тем, ни по одному вопросу местного значения перечень собираемой  информации не позволяет оценить ситуацию на соответствующем муниципальном отраслевом рынке.  

     В частности, на рынке транспортных услуг, как правило, в муниципальных образованиях  имеется  следующая информация:  

  • число маршрутов (автобусов, трамваев, троллейбусов);
  • наличие парка (автобусов, трамваев, троллейбусов);  
  • число выполненных рейсов (автобусов, трамваев, троллейбусов);
  • перевезено пассажиров (автобусами (муниципальными и коммерческими), трамваями, троллейбусами);
  • количество поездок на 1 жителя;
  • обеспеченность;
  • общая протяженность путей во внутригородском сообщении, в т.ч.
    • трамвайных линий,
    • троллейбусных линий;
  • общая длина автобусных маршрутов.

     Нетрудно видеть, что в данном достаточно обширном перечне отсутствует информация о потребностях жителей, о доступности услуг и удовлетворённости  качеством услуг населением, а также такая необходимая для оценки ситуации на рынке информация, как емкость рынка, его сегментация, доли основных поставщиков на рынке и т.п.  

     В других случаях, оценить ситуацию на рынке невозможно ввиду полного отсутствия какой бы то ни было информации. В частности, в большинстве муниципальных образований по таким вопросам местного значения как

      -организация в границах городского округа электроснабжения населения,

-организация в границах городского округа газоснабжения,

-организация в границах городского округа снабжения населения топливом,

-организация отдыха детей в каникулярное время,

     -организация оказания на территории городского округа медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов,

-создание условий для организации досуга,

-создание условий для массового отдыха жителей городского округа,

-организация обустройства мест массового отдыха населения,

-организация ритуальных услуг,

     -создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей,  курортов местного значения,  

не удалось обнаружить никакой информации.  

     Полученные в ходе аналитического исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:

  • в настоящее время не существует систем мониторинга муниципальных отраслевых рынков,
  • перечень собираемой информации бессистемен, нормативно не установлен;
  • в основном собирается информация по запросам вышестоящих органов государственной власти, и информация, которая входит в перечень государственной статистики;
  • вопрос о создании системы муниципальной статистики под вопросы местного значения и тем более по муниципальным отраслевым рынкам никогда не ставился и не стоит в настоящее время.

     Очевидно, что в этом случае невозможно получить целостного представления о ситуации в отраслях, относящихся к вопросам местного значения, а, следовательно, и обосновать целесообразность принимаемых местной властью управленческих решений.  

     Вместе с тем, в ходе анализа обнаружилось, что «мониторятся» отрасли, которые не имеют ничего общего с компетенцией органов местного самоуправления. Более того, по ним  разрабатываются концепции и программы развития, а также принимаются соответствующие постановления глав муниципальных образований. Например, в Хабаровске приняты «Концепция промышленной политики», Постановление Мэра Хабаровска «Об итогах работы предприятий пищевой промышленности за 9 месяцев 2004 года и о перспективах развития отрасли на 2005/2006 годы».

     Задача построения систем мониторинга  нуждается в теоретическом осмыслении. В контексте решения данной задачи заслуживает внимание документ под названием «Концептуальные основы развития торговли и общественного питания на территории г.Владивостока», который разработан Администрацией г. Владивостока (управление торговли, услуг и защиты прав потребителей) совместно с преподавателями Тихоокеанского государственного экономического университета и который недавно появился на Интернет-сайте г. Владивостока. Документ содержит глубокий анализ ситуации в торговой отрасли города, который базируется на следующем перечне информации:

  • оптовая торговля, в том числе:
    • количество предприятий, в том числе крупные (их средняя площадь);
    • количество холодильников  и их площадь,
    • количество товарных складов и их площадь (средняя и общая);
    • общий оборот,
    • структура оборота,
    • динамика,
  • розничная торговля, в том числе:

o количество предприятий, в том числе количество, доля и оборот предприятий мелкорозничной торговли;

  • обеспеченность торговыми площадями на 1 тысячу жителей г.Владивостока;
  • тенденции ежегодного изменения структуры предприятий стационарной торговли и мелкой розницы;
  • структура предприятий розничной торговли по видам собственности;
  • структура предприятий розничной торговли по видам реализуемой продукции;
  • тенденции изменения видов магазинов розничной торговли;
  • тенденции внутри отдельных сегментов розничной торговли
  • и т.д..

     Нетрудно видеть, что такой подход к мониторингу данного муниципального отраслевого рынка и к перечню собираемой информации существенно отличается от традиционного, который наблюдается в других дальневосточных муниципальных образований. А именно, традиционный перечень информации по торговле включает в себя следующие данные:  

  • оборот розничной торговли,
  • розничный товарооборот торговых предприятий (по округам),
  • общих объем розничного товарооборота на душу населения, в т.ч.:
    • продовольственные,
    • непродовольственные
  • количество магазинов, в т.ч.:
    • общая торговая площадь
    • кв.м. на 1000 жителей, в т.ч.:
      • промтоварные,
      • продовольственные
      • смешанные.

     Представляется, что теоретической основной для разработки систем мониторинга муниципальных отраслевых рынков могут являться основные положения, инструменты и методы маркетинга. В частности, для оценки тенденций эволюции муниципального рынка с целью разработки программ его развития должна собираться следующая информация:

     - какова емкость  рынка (в физическом и денежном выражении),

     - какова емкость отдельных рыночных сегментов,

     - какова рыночная доля на рынке и на отдельных рыночных сегментах,

     - какая тенденция изменения рынка и рыночных сегментов имеет место (рост, стагнация, спад),

     - каково среднее потребление на душу населения, семью продукта данного рынка,

     - какова степень оснащенности семей или фирм продуктами  данного рынка,  

     - каков средний срок службы товара,

     - и т.п.

 В этом случае целесообразным является установление тесных связей и развитие системы аутсорсинга  между органами местного самоуправления и маркетинговыми компаниями, осуществляющими свою деятельность в регионах.