680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Конкурс Бизнес-эксперт

Конкурс «БИЗНЕС-ЭКСПЕРТ»


 

     В ходе реализации проекта «Муниципальное регулирование экономки: новые решения» был проведен анализ большого количества муниципальных правовых актов ряда дальневосточных городских округов. В результате  обнаружено значительное количество актов, которые не только  не способствуют развитию местной экономики, но и содержат нормы противоречащие законодательству. Проектом  не предусматривались мероприятия по борьбе с неправомерными действиями органов местного самоуправления и защите прав предпринимателей. Однако пройти мимо столь вопиющих фактов участники проекта не могли себе позволить. Поэтому решили, как минимум,  привлечь внимание общественности  к выявленной проблеме.  

     В результате переговоров с Хабаровским краевым объединением промышленников и предпринимателей (ХКОПП), а также с некоммерческим партнерством «Гражданские инициативы» (НП «ГРИН») было принято решение об организации постоянно действующего конкурса «Бизнес-эксперт» для студентов и аспирантов юридических и экономических вузов Хабаровска, целями которого стали:

  • формирование благоприятных условий для развития предпринимательства в городе,
  • развитие экспертного сообщества в сфере предпринимательской деятельности,
  • привлечение молодых экономистов и юристов к решению проблем города,
  • поддержка талантливой молодежи.  

Порядок проведения конкурса. Каждые два месяца проводится один раунд конкурса.   Для этого на сайте Хабаровского краевого объединения промышленников и предпринимателей размещается муниципальный правовой акт, которых предлагается для экспертизы. В ходе экспертизы должно быть установлено соответствия муниципальных правовых актов  федеральному и региональному законодательству, а также сделан прогноз последствий его принятия для развития предпринимательства в Хабаровске.

Авторы лучших экспертных заключений награждаются денежными премиями, а их авторы становятся бизнес-экспертами ХКОПП. Тексты лучших экспертных заключений и фамилии их авторов размещаются на сайте ХКОПП. Наиболее значимые для развития предпринимательства результаты общественной экспертизы предлагаются средствам массовой информации города для освещения. В случае, если в ходе общественной экспертизы выявлено несоответствие муниципального правового акта законодательству, данная информация  направляется в правоохранительные органы.  

Для проведения конкурса были сформированы оргкомитет и конкурсная комиссия. Оргкомитет возглавила директор НП «ГРИН» Е.Б.Веприкова. Войти в состав конкурсной комиссии дали согласие представители федеральных территориальных органов государственной власти (генпрокуратуры, антимонопольной службы, министерства юстиции, министерства экономического развития и торговли), а также учёные Хабаровска. Возглавил работу конкурсной комиссии помощник полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе  к.ю.н. Ю.И.Обрядин. Члены ХКОПП согласились выделять денежные средства для награждения победителей.

     В первом раунде конкурса, который прошёл в апреле-мае 2005г.,  была проведена  общественная экспертиза РЕШЕНИЯ Хабаровской городской думы от 23.03.2004 № 477 «Об утверждении программы общегородских инвестиционных проектов на 2004 - 2007 годы». Участники  конкурса в своих экспертных заключениях должны были аргументировано ответить на следующие вопросы:

1. Соответствует ли данный муниципальный правовой акт федеральному законодательству?

2. Способствует ли инвестиционная политика органов местного самоуправления г.Хабаровска развитию предпринимательства в городе?

Победителями данного раунда стали четверо студентов  и один аспирант Хабаровской государственной академии экономки и права. Спонсором выступил директор хабаровского предприятие ООО «Алканост», член ХКОПП П.В.Дрожчаный

Во втором раунде (июнь-июль)   участникам конкурса  было предложено  оценить Постановление мэра г. Хабаровска от 23.12.2004г. № 1871 «Об утверждении плана мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию муниципального торгового комплекса «Азия» по ул. Зеленая, 3-А в городе Хабаровске» и Постановление мэра г.Хабаровска от 01.02.2005г. № 137 «О внесении изменений в Постановление мэра от 23.12.2004г. № 1871». (см. Приложение 1). В частности, необходимо было установить соответствие данных документов федеральному  законодательству, а также  дать прогноз социально-экономическим последствиям реализации проекта по строительству  и эксплуатации ТК «Азия».  

Победителем данного конкурса стала аспирантка Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета С.Усова, которая установила несоответствие Постановления мэра сразу нескольким федеральным законам (см. Приложение 2). Премией победителю стала путёвка в V Дальневосточную школу-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке», которая прошла 9-18 августа под Находкой и была посвящена проблеме муниципального регулирования экономики.

В новом учебном году конкурс будет продолжен. Первый опыт его проведения  выявил достаточно большой круг заинтересованных лиц. Это, в первую очередь,  бизнес, который  готов вкладывать ресурсы в защиту своих интересов от неправомерных действий местных властей. Это федеральные органы власти, в компетенцию которых входит контроль за соблюдением федерального законодательства, а также содействие  экономическому развитию территорий. Это учёные и преподаватели вузов, которые получили интересный фактический материал для учебного процесса и для научно-исследовательской работы. И, конечно же, студенты и аспиранты вузов. Участники конкурса попробовали свои силы в реальной практической деятельности и показали себя  в качестве специалистов. В результате и бизнес,  и органы власти взяли их «на заметку». Часть молодых бизнес-экспертов получили приглашения на практику, а некоторые - на работу. Кроме того, включение студентов и аспирантов в решение проблем местных сообществ видится как важный шаг в формировании у молодёжи  активной жизненной позиции и закреплении молодого поколения на Дальнем Востоке.

Представляется, что подобное социальное партнерства власти и гражданских организаций может быть организовано в любом муниципальном образовании. Кроме того, конкурс может стать началом становления института общественной экспертизы нормативных правовых актов - обязательной составляющей региональных и муниципальных общественных палат.  

 
 

Приложение 1.

Мэр города Хабаровска
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 23.12.2004 № 1871
 

Об утверждении плана мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию муниципального торгового комплекса «Азия» по ул. Зеленая 3-а в городе Хабаровске

(с изменениями на 01.02.05)

      

     В соответствии с Уставом городского округа «Город Хабаровск», в целях ускорения строительства и ввода в эксплуатацию первой очереди муниципального торгового комплекса «Азия» по ул. Зеленая 3-а в городе Хабаровске

     ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить план мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию первой очереди муниципального торгового комплекса «Азия» согласно приложению.

     2. Департаменту муниципальной собственности г. Хабаровска (Лебеда В.Ф.) совместно с юридическим управлением администрации города Хабаровска (Тарасова К.П.) разработать соглашение о взаимодействии с инвесторами, предусмотрев условия по переходу права собственности на построенный торговый комплекс «Азия» к администрации города Хабаровска.

     3. Первому заместителю мэра города Крейсу И.А., заместителям мэра города Лебеде В.Ф., Новицкому В.А., Афанасьеву С.В., И.о. председателя комитета по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности Гудкову В.А., осуществлять постоянный контроль за выполнением плана мероприятий по вводу в эксплуатацию торгового комплекса «Азия».

     4. Координацию по исполнению плана мероприятий структурами администрации города поручить заместителю мэра города, директору департамента муниципальной собственности г. Хабаровска Лебеде В.Ф.

     5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра города Казаченко В.П.

     

     Мэр города               А.Н. Соколов

     

     Приложение к постановлению Мэра

     города Хабаровска от 23.12.2004 № 1871

          

ПЛАН

мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию первой очереди муниципального торгового комплекса «Азия» по ул. Зеленой 3-а в г. Хабаровске
 

№ п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

1.

Обеспечить ввод в эксплуатацию торговых павильонов пускового комплекса рынка:

а). Торговый павильон №1 (S=15086 кв.м., 762 торговых места)

б). Торговый павильон №3 (S=4910 кв.м., 234 торговых мест).

в). Торговый павильон №4 стройматериалов (S=2400 кв.м., 84 торговых мест).

г). Торговый павильон №5 продовольственные товары (S=2345 кв.м., 58 торговых мест).

д). Торговый павильон №6 товары высокого качества (S=5249 кв.м., 65 торговых мест).

е). Кафе (500 посадочных мест).

ж). Котельная (мощность - 13 Гкал/час.

з). Инженерные сети и сооружения

30 мая 2005

ООО «Вектор» Руководители департаментов и служб администрации города, генеральный подрядчик МУП РСУ-4

2.

Подготовить предложения по изъятию земельного участка в соответствии с Земельным Кодексом РФ, пользователем которого является ООО «Алконост»

Январь 2005

Департамент муниципальной собственности, Юридическое управление, Комитет по земельным ресурсам, Департамент архитектуры, строительства и землепользования, Лебеда В.Ф., Тарасова К.П.

Некрасов С.А. Новицкий В. А.

3.

Решить вопрос отмены права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые были предоставлены ликвидированным в/ч77877, в/ч78656 (Чернореченская КЭЧ) и отнесения их в муниципальную собственность для продолжения строительства второй очереди рынка «Азия»

1 кв. 2005

Департамент муниципальной собственности, юридическое управление комитет по земельным ресурсам, департамент архитектуры, строительства и землепользования, управление жилищного фонда

Лебеда В.Ф. Тарасова К.П.,

Некрасов С.А., Новицкий В.А.,

Селиванова Г.А.

4.

Решить вопрос отвода участка земли и обустройства выезда из территории рынка на проспект 60 лет Октября

Февраль 2005

Департамент архитектуры, строительства и землепользования, комитет по земельным ресурсам

Новицкий В.А., Сергейчук С.В.

Некрасов С. А.

5.

Рассмотреть вопрос оценки тех. состояния водонапорной башни, расположенной на земельном участке, арендуемом ООО «Вектор» и решить принадлежность этой территории.

Январь 2005

Департамент муниципальной собственности

Лебеда В.Ф.

6.

Оказать помощь дирекции рынка по вопросам привлечения подрядных строительных организаций для выполнения строймонтажных работ пускового комплекса.

Генеральным подрядчиком определить МУП РСУ-4.

На период строительства

Департамент архитектуры, строительства и землепользования

Новицкий В. А.

7.

Подготовить предложения по льготному налогообложению на землю в период строительства рынка.

Внести предложения на рассмотрение Хабаровской городской Думы.

Январь 2005

Департамент муниципальной собственности Финансовый департамент Юридическое управление Лебеда В.Ф.

Соколов В.Е.  Тарасова К. П.

8.

Проконтролировать получение заказчиком строительства у сетедержателя технических условий на подключение рынка к сетям электроснабжения и их выполнение. Ускорить работы по подготовке проектно-сметной документации на электрообеспечение рынка.

Январь 2005

Департамент городского хозяйства

Крейс И.А.

Волокжанин А.Н.

Институт «Промпроект»

Гейт Б.В.

ООО «Вектор»

9.

Оказать помощь заказчику ООО «Вектор» в получении у сетедержателя технических условий на подключение рынка к сетям водоснабжения (водоотведения) и проконтролировать их выполнение. Выполнить проектные работы по внеплощадочным инженерным сетям рынка.

1 квартал 2005

Департамент городского хозяйства

Крейс И.А.  Волокжанин А.Н.

Чернышев С. А.

Стеблевский В. И.

Институт «Промпроект»

Гейт Б.В., ООО «Вектор»

10.

Проконтролировать ход работ по подготовке котельной рынка к запуску.

Январь 2005

Департамент городского хозяйства

Крейс И.А.

Волокжанин А.Н.

11.

Взять на контроль вопрос заключения дирекцией ООО «Вектор» договоров на водоснабжение (водоотведение) и электроснабжение рынка.
 

1 квартал 2005

Департамент городского хозяйства

Крейс И.А. Волокжанин А.Н.

Чернышев С. А.

12.

Взять под контроль и оказать помощь в подготовке торгового оборудования и обустройству торговых мест рынка.

Апрель 2005

Комитет по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности

городской центр СЭН

Гудков В.А. Гарбуз Ю.А.

13.

Оказать помощь и проконтролировать оформление торговых мест необходимыми указателями, вывесками, рекламой и т.п. в соответствии с правилами торговли.

Апрель 2005

Комитет по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности

Гудков В.А.

14.

Совместно с дирекцией рынка рассмотреть вопрос подбора предпринимателей и оформления необходимых документов для торговой деятельности иностранными гражданами. Обеспечить предоставление не менее 1800 рабочих мест для российских предпринимателей.

Апрель 2005 г.

Комитет по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности,

Отдел международных связей, дирекция рынка,

городской центр СЭН

Гудков В.А., Иванова Т.Н.,

Мухранов В. П., Гарбуз Ю.А.

Пункт 14 изменен -Постановление Мэра города Хабаровска от 01.02.05 № 137 -См. предыдущую редакцию.

15.

Оказать дирекции рынка помощь в работе с предпринимателями по соблюдению норм и требований торговли.

Решить вопрос санитарного обслуживания рынка.

Май 2005 г.

Комитет по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой

промышленности,

городской центр СЭН

Гудков В.А.,Гарбуз Ю.А.

16.

Совместно с дирекцией рынка рассмотреть вопросы безопасности работы и охраны рынка

Апрель 2005

Заместитель мэра города

Афанасьев С. В.,

дирекция рынка

Мухранов В. П.

17.

Взять на контроль работу по устройству ограждения рынка и благоустройству прилегающей территории.

Оказать помощь в выполнении работ по озеленению и благоустройству первой очереди рынка.

Апрель-май 2005

Департамент городского хозяйства

Крейс И. А.

Корчевой Г.И.


 
 
 

Приложение 2.
 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на Постановление мэра  г. Хабаровска от 23.12.2004г. №1871

«Об утверждении плана мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию муниципального торгового комплекса «Азия» по ул. Зеленая, 3-А в городе Хабаровске» и  на Постановление мэра г. Хабаровска от 01.02.2005г.

«О внесении изменений в Постановление мэра  от 23.12.2004г. №1871»
 

Выполнено:  Усовой  С.Е. аспиранткой Дальневосточного юридического института Тихоокеанского  государственного университета
 

 

Постановление мэра  г. Хабаровска от 23.12.2004г. №1871 «Об утверждении плана мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию муниципального торгового комплекса «Азия» по ул. Зеленая, 3-А в городе Хабаровске» и Постановление мэра г. Хабаровска от 01.02.2005г. «О внесении изменений в Постановление мэра  от 23.12.2004г. №1871» рассмотрены на предмет соответствия нормам

-Гражданского кодекса Российской Федерации,

-федеральному законодательству о местном самоуправлении,

-федеральному антимонопольному законодательству,

-Налогового кодекса Российской Федерации,

-федеральному законодательству об инвестиционной деятельности.
 

Соответствие Гражданскому  кодексу Российской Федерации
 

Вышеуказанные Постановления утверждают ряд мероприятий, содействующих созданию режима наибольшего благоприятствования ООО «Вектор», являющемуся заказчиком строительства данного торгового комплекса. Мероприятия включают в себя:

-обеспечение ввода в эксплуатацию торговых павильонов пускового комплекса рынка,

-подготовку предложений по изъятию земельного участка, пользователем которого является ООО «Алконост»,  

-решение вопроса отмены права постоянного пользования земельными участками, предоставленными в/ч 77877, в/ч 78656, которые были ликвидированы,

-оказания помощи дирекции рынка со стороны муниципалитета по вопросам привлечения подрядных строительных организаций для выполнения строймонтажных работ пускового комплекса,

-подготовку предложений по льготному  налогообложению на землю в период строительства рынка,

-оказание помощи заказчику в получении технических условий на подключение рынка к сетям водоснабжения,

-осуществление контроля

за ходом получения заказчиком технических условий на подключение рынка к сетям электроснабжения,

за решением вопроса о заключении дирекцией ООО «Вектор» договоров на водоснабжение и электроснабжение рынка,

-оказание помощи в оформлении торговых мест в соответствии с правилами торговли,

-рассмотрение вопроса подбора предпринимателей и оформления необходимых документов для торговой деятельности иностранных граждан.

Предусмотрено также, обеспечение предоставления 1800 рабочих мест для российских предпринимателей (Данное положение было введено Постановлением мэра г. Хабаровска от 01.02.2005г. «О внесении изменений в Постановление мэра  от 23.12.2004г. №1871». Первоначально предусматривалось обеспечение российских предпринимателей не менее половиной рабочих мест).

Согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Муниципальные образования имеют право участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Так как гражданские правоотношения строятся на принципе равенства субъектов, то издание органами муниципального образования подобного рода актов не правомерно, ибо в данном случае орган местного самоуправления использует административную функцию, ставящую в неравное положение других участников гражданских правоотношений.
 
 

Соответствие федеральному законодательству о местном самоуправлении
 

Согласно статье 50 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая дает четкий перечень объектов, которые могут входить в состав имущества муниципальных поселений,  муниципальное образование не вправе иметь в собственности имущественный комплекс, предназначенный для предпринимательской деятельности. Поэтому положение Постановления мэра от 23.12.2004г. № 1871 о включении в соглашение с инвесторами условий перехода права собственности на торговый комплекс «Азия» в собственность администрации города также не является правомерным.
 

Соответствие федеральному антимонопольному законодательству
 

Согласно Закону РФ 22.03.1991г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» органам местного самоуправления, как и федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов РФ, запрещается принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных  хозяйствующих субъектов, в том числе необоснованно предоставлять отдельным участникам гражданских правоотношений льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим в той же сфере рынка.

В анализируемых актах содержатся положения, нарушающие вышеуказанную норму Закона РФ от 22.03.1991г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В частности, Постановление мера предусматривает оказание помощи заказчику строительства со стороны муниципалитета в решении вопроса об изъятии  земельных участков,  в заключении договоров на водоснабжение и электроснабжение рынка, а также решение вопроса о предоставлении льготного налогообложения на землю на период строительства. Однако обоснования необходимости и целей оказания помощи со стороны городской администрации нет.
 

Соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации
 

Налоговый кодекс РФ к числу местных налогов относит земельный налог. Он также устанавливает перечень субъектов, подлежащих освобождению от уплаты земельного налога. Органы местного самоуправления вправе дополнять данный перечень.

В частности, Решение Хабаровской городской Думы от 23.011.2004г. №571 «Об утверждении Положения о местных налогах на территории городского округа «Город Хабаровск», устанавливает помимо указанных в Налоговом кодексе, иные категории лиц, в частности, пенсионерам по старости, многодетным семьям, малообеспеченным семьям, имеющим среднемесячный доход менее 50 процентов установленного по Хабаровскому краю прожиточного минимума, а также владельцам и пользователям садово-огородных участков, расположенных на левобережных островах города Хабаровска.

Права персонифицировано предоставлять налоговые льготы конкретному хозяйствующему субъекту Налоговый кодекс РФ органам местного самоуправления не предоставляет. В связи с чем, положение о разработке предложения о предоставлении льготного налогообложения на землю на период строительства и внесения его в городскую Думу является не правомерным.
 

Соответствие федеральному законодательству об инвестиционной деятельности
 

Строительство торгового комплекса «Азия» является инвестиционным проектом. В соответствии с положениями ФЗ РФ от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» все инвестиционные проекты независимо от источников их финансирования и форм собственности капитальных вложений до утверждения подлежат экспертизе в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушит права физических и юридических лиц и интересы государства. Обязанность проведения такой экспертизы возложена законодателем на субъектов инвестиционной деятельности.

При принятии решения о реализации инвестиционного проекта «Строительство торгового комплекса «Азия»» экспертиза не проводилась и в плане, утвержденном Постановлением мэра  г. Хабаровска от 23.12.2004г. №1871 «Об утверждении плана мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию муниципального торгового комплекса «Азия» по ул. Зеленая, 3-А в городе Хабаровске», нет мероприятий по проведению экспертизы данного проекта на предмет последствий его осуществления.

Данный центр строится на средства китайских инвесторов, и есть опасение, что это повлечет за собой занятие китайскими предпринимателями и их товарами доминирующего положения на рынке, так как цены устанавливаемые китайскими предпринимателями на свои товары, как правило, ниже. В результате возможно разорение части отечественных предпринимателей, занятых в сфере мелко-оптовой торговли.

В связи с тем, что торговый комплекс «Азия» будет представлять собой  шесть павильонов  на 3000 торговых мест, иметь автопарковку, рассчитанную на 1000 автомобилей, ресторан, гостиницу и собственную инфраструктуру, в частности таможенный и миграционный посты, склад продукции, велика вероятность занятия им доминирующего положения на товарном рынке города и края, что может повлечь разорение и закрытие части уже существующих  объектов торговли.

Исходя из вышесказанного следует провести независимую экспертизу проекта на предмет социально-экономических последствий его реализации для развития г. Хабаровска, Хабаровского и всего Дальневосточного региона и в  соответствии с результатами экспертизы принять необходимые меры по защите интересов граждан России, а именно жителей дальневосточного региона, и государства.