680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Предисловие к номеру 1 (15) 2006 г.

Предисловие к номеру

     В августе 2005г. в пригороде г.Находки в рамках проекта «Муниципальное регулирование экономики: новые решения» состоялась V  Дальневосточная школа-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке». В работе школы принимали участие депутаты и специалисты  органов государственной власти и органов местного самоуправления, представители малого и среднего бизнеса, культуры и некоммерческих организаций, учёные, преподаватели, аспиранты и студенты юридических и экономических специальностей вузов из пяти дальневосточных городских округов: Хабаровска, Владивостока, Арсеньева, Благовещенска, Находки, ЗАТО Большой Камень и Москвы, а также представитель Британского благотворительного фонда CAF.

     Был среди участников Школы и заместитель главы по экономике Арсеньевского городского округа Приморского края Михаил Викторович Соболев. Вернувшись домой, он решил внедрить в практику всё, что узнал в Школе. Для этого, в сентябре он провел  учебу с управлением экономики, а затем сделал доклад на аппаратном совещании с сотрудниками администрации при главе городского округа на тему: «Новые принципы регулирования муниципальной экономики в рамках реализации Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В докладе М.Соболев представил модель местного самоуправления, которую целесообразно развивать  в г.Арсеньеве, а именно:

     «На территории Арсеньевского городского округа организованы и успешно функционируют Территориальные общественные самоуправления (ТОСы) и Товарищества собственников жилья (ТСЖ) которые САМОСТОЯТЕЛЬНО решают вопросы своей территории (жилищно-коммунальные, создание рабочих мест, создание предприятий и многое другое). На всех муниципальных рынках действуют только коммерческие и некоммерческие организации, решая вопросы местного значения. Местный бюджет наполняет только налоговыми доходами и расходуется только на конкурсной основе в рамках муниципального и социального заказа. Местная власть выполняет организационную и координационную роль и не пытается заниматься тем, что могут делать бизнес и граждане. А также при этом не стремится взять на себя исполнение государственных и краевых полномочий.

     Только при выполнении главного условия реформы - передачи власти непосредственно народу - произойдет значительное сокращение численности сотрудников работников администрации».

     Получив одобрение своих идей, команда М.Соболева взялась за разработку Концепции социально-экономического развития Арсеньевского городского округа на период 2006-2015 годы. Однако сначала разработали и представили на утверждение Думе Арсеньевского городского округа «Положение о концепции, прогнозах и программах социально-экономического развития Арсеньевского  городского округа», которое в последствии служило методологической базой как для разработки Концепции социально-экономического развития, так и целевых программ.

     В соответствии с ФЗ №131 Концепция социально-экономического развития Арсеньевского городского округа на период 2006-2015 годы была вынесена на публичные слушания. Для этого было принято соответствующее Постановление главы городского округа и сформирован оргкомитет. Первые в истории Арсеньева публичные слушания прошли 20 апреля 2006 г. По результатам слушаний в Концепцию были внесены изменения, а затем  Дума города своим решением от 31 мая 2006 г. №194 утвердила Концепцию социально-экономического развития Арсеньевского городского округа  на 2006-2015 год.

     Основные положения Концепции социально-экономического развития стали основой для разработки  новых городских целевых программ, таких как

  • «Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа на 2006-2008 годы»,
  • «Развитие и поддержка туризма на территории Арсеньевского городского округа на 2006-2008 годы».

Так же как и в случае с Концепцией, проекты обеих Программ были вынесены на публичные слушания, которые прошли 25-26 мая 2006 года, и теперь находятся на утверждении в Думе города.

     В настоящее время  в администрации города разрабатывается Программа «Социально-экономического развития Арсеньевского городского округа на 2006-2008 годы», которая также  сначала  будет вынесена на публичные слушания, а после направлена на утверждение в Думу города. Особая роль в данной программе уделяется вопросам повышения эффективности функционирования муниципальных отраслевых рынков, организация деятельности которых федеральным законам №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к  вопросам местного значения.

     Представляется, что столь последовательная, системная и целенаправленная работа местной администрации по реализации федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заслуживает пристального внимания как учёных, так и практиков местного самоуправления.

     Дать возможность нашим читателям познакомится с уникальным опытом органов местного самоуправления г.Арсеньева по муниципальному регулированию социально-экономических процессов, протекающих в муниципальном образовании, является целью издания  данного номера журнала.
 

Н.П.Поличка,
директор Дальневосточного научного центра
местного самоуправления,
д.п.н, профессор