Концепция социально-экономического развития Арсеньевского городского округа на период 2006-2015 годы. Приложение 1 к постановлению главы городского округа от 09.03.2006 г. № 98
Приложение 1
к постановлению главы городского округа
от 09.03.2006 г. № 98
К о н ц е п ц и я
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРСЕНЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
НА ПЕРИОД 2006-2015 ГОДЫ
1. Основные проблемы социально-экономического развития городского округа
На основе системного анализа социально-экономических процессов и выявленных тенденций развития Арсеньевского городского округа, сложившихся в 2000-2005 годах выделены следующие проблемы:
- неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с низкой рождаемостью, естественной убылью населения, интенсивным старением жителей города;
- отсутствие государственных заказов на военно-промышленную продукцию;
- низкая конкурентоспособность производимой на территории города продукции;
- недостаточный уровень инвестиций в экономику городского округа;
- неплатежи, банкротства, наличие уровня безработицы, превышающего среднекраевой;
- недостаток новых высокооплачиваемых рабочих мест;
- недостаток бюджетных средств, обусловленный спадом производства;
- изношенная, затратная, ресурсоемкая инженерная инфраструктура в городе;
- относительно высокий износ жилищного фонда;
- недостаточный средний уровень заработной платы работающих на предприятиях и организациях города;
- тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на предприятиях;
- растущий уровень преступности.
2. Основные предпосылки социально-экономического развития городского округа
При разработке концепции социально-экономического развития Арсеньевского городского округа были учтены сильные стороны социально-экономического потенциала города:
1. Природно-ресурсные
- окружение сельскохозяйственными районами;
- экологически чистый район;
- богатые природные возможности для развития туризма;
2. Экономико-географические
- большое количество неиспользуемых промышленных площадей;
- наличие действующих предприятий машиностроения и металлообработки;
- неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения;
3. Социальные
- развитая инфраструктура спортивных учреждений;
- развитая инфраструктура средних образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования (цирковая, художественная, музыкальная школы) и высокий уровень общеобразовательной подготовки, наличие филиалов высших учебных заведений;
- относительно невысокая стоимость жилья на вторичном рынке;
возможность малоэтажного строительства.
3. Главная цель, важнейшие задачи и приоритетные направления социально-экономического развития Арсеньевского городского округа
Основной целевой установкой является повышение благосостояния жителей города, защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности. В соответствии с этим главными целями социально-экономического развития города являются:
- на ближайшие четыре года - создание условий для стабильного развития экономики, направленного на улучшение социального положения и материального благосостояния населения;
- на долгосрочную перспективу - обеспечение устойчивости экономического роста и переход на качественно новый уровень жизни населения города.
Для достижения главной стратегической цели и с учетом специфики Арсеньевского городского округа определены следующие приоритетные стратегические направления:
1. Повышение уровня и качества жизни населения
1.1. Обеспечение занятости трудоспособного населения (реализация программ создания новых рабочих мест и программ занятости населения);
1.2. Повышение материального уровня жизни населения:
- повышение реальных доходов населения;
- сокращение числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума (мероприятия по снижению уровня бедности);
- повышение обеспеченности населения жильем (реализация программ «Квартира молодой семье», «Ипотека», «Ветхое жилье»);
- повышение обеспеченности населения услугами социальной инфраструктуры.
1.3. Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения:
- повышение качества медицинского обслуживания населения;
- снижение преступности;
- улучшение условий труда.
1.4. Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей:
- повышение качества образовательных услуг;
- обеспечение потребности населения в услугах культуры, в том числе библиотечное обеспечение;
- обеспечение потребности в досуге (спорт и др.)
- обеспечение потребности в информации.
1.5. Обеспечение функционирования институтов гражданского общества (совет ветеранов, совет пенсионеров, совет предпринимателей, совет профсоюзов и др.)
2. Развитие экономического потенциала Арсеньевского городского округа
Экономическая политика городского округа на 2006-2015 годы строится с учетом того, что решения по управлению факторами производства принимаются собственниками. Участие органов местного самоуправления в хозяйственной жизни ограничено формированием институциональных условий и социальной инфраструктуры, которые обеспечивают диверсификацию экономики городского округа. Реализация экономического потенциала будет обусловлена:
2.1. Благоприятными изменениями политики Российской Федерации в отношении предприятий ВПК, использованием экспортного потенциала предприятий и их инновационной деятельностью;
2.2. Повышением конкурентоспособности продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
2.3. Созданием условий для эффективной деятельности действующего предприятия легкой промышленности;
2.4. Воспроизводством и развитием трудового потенциала:
- рост численности трудоспособного населения;
- снижение среднего возраста трудоспособного населения;
- повышение профессиональной подготовки кадров;
2.5. Созданием условий для развития предпринимательства на территории городского округа;
2.6. Созданием условий для привлечения инвестиций в экономику города;
2.7. Развитием межмуниципального сотрудничества;
2.8. Разработкой и реализацией программ социально-экономического развития Арсеньевского городского округа на среднесрочный период:
- комплексная программа социально-экономического развития;
- программа поддержки предпринимательства;
- программа развития туризма и туристского сервиса.
3. Повышение эффективности функционирования муниципальных отраслевых рынков, организация деятельности которых отнесена к вопросам местного значения Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
3.1. Мониторинг муниципальных отраслевых рынков;
3.2. Разработка и реализация городских целевых программ развития муниципальных отраслевых рынков;
4. Повышение эффективности бюджетного процесса, его ориентация на стимулирование экономического роста и снижения социального неравенства.
Основным направлением повышения эффективности бюджетного процесса является переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных средств и фактическими результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами социально-экономической политики территории.
5. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью:
- обеспечение эффективности использования муниципального имущества;
- обеспечение эффективности использования муниципальных земель.
4. Критерии социально-экономического развития городского округа
Критериями оценки реализации Концепции являются следующие частные показатели:
1. Демографические:
- Численность населения , тыс. чел.
- Коэффициент популяции (отношение рожденных к умершим), %
2. Благосостояния населения:
- Покупательная способность среднедушевых денежных доходов (отношение денежных доходов к прожиточному минимуму), раз.
- Реальные денежные доходы населения на душу населения, руб.
- Доля населения с доходами выше прожиточного минимума в общей численности населения, %.
- Средняя пенсия, руб.
- Среднемесячная заработная плата на одного работающего, руб.
3. Социальные:
- Доля занятых в общей численности экономически активного населения, %.
- Преступность
- Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению, %
- Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир, м2 / чел.
4. Экономические:
- Объем промышленного производства, %
- Налоговые поступления во все уровни бюджетов, млн. руб.
- Доходы местного бюджета, млн. руб.