680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа на 2006 – 2008 годы»

ПРОГРАММА
«Поддержка и развитие малого предпринимательства
на территории Арсеньевского городского округа на 2006 - 2008 годы»

Паспорт Программы

Наименование Программы

«Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа на 2006 - 2008 годы» (далее - Программа)

Программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 14 июня 1995 года
№ 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, Законом Приморского края от 11 июля 1997 года № 89-КЗ (ред. от 02.08.2005г.) «О поддержке малого предпринимательства в Приморском крае», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах самоуправления».

Заказчик Программы

Администрация Арсеньевского городского округа

Основные разработчики Программы

Отдел внешнеэкономических связей и инвестиций управления экономики и инвестиций

Цель Программы

Повышение благосостояния и уровня жизни населения города посредством дальнейшего развития малого предпринимательства, призванного обеспечить максимально возможную занятость населения через увеличение объёмов производства и услуг.

Задачи Программы:

  • формирование благоприятной экономической среды для развития малого предпринимательства за счёт снижения уровня административных барьеров;
  • поддержка всех видов инновационных проектов, в особенности молодёжи и социально-незащищённых групп населения;
  • организация и упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к информации органов власти, приватизации муниципального имущества и распределению муниципальных заказов;
  • расширение деловых возможностей малого предпринимательства через развитие межрегионального и международного сотрудничества, производственной кооперации;
  • повышения информированности субъектов малого предпринимательства о функционирующих финансово-кредитных институтах и, как следствие, укрупнение производства субъектов малого бизнеса за счет привлечения капиталов коммерческих банков на кредитование предпринимательских проектов;
  • формирование положительного образа предпринимателя и повышение престижа предпринимательской деятельности, развитие добросовестной конкуренции через организацию участия предпринимателей в выставках, ярмарках, конференциях, круглых столах;
  • обеспечение исполнения субъектами малого предпринимательства норм действующего законодательства, в том числе трудового, посредством повышения уровня образования предпринимателей.

Сроки реализации Программы

2006 - 2008 годы
 

Основные направления Программы

Совершенствование и оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства.

Повышение квалификации специалистов администрации, работающих с предпринимателями, укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого бизнеса.

Повышение доступности финансово-кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства.

Информационная поддержка предпринимательства.

Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Основные исполнители Программы

Специалисты управления экономики и инвестиций администрации Арсеньевского городского округа, межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства, общественная организация «Совет предпринимателей», государственные и негосударственные образовательные учреждения.

Ожидаемые конечные результаты:

  • становление целостной системы и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • обеспечение благоприятного климата для предпринимательской деятельности;
  • активное включение предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития города;
  • увеличение удельного веса вклада малого предпринимательства в выпуске продукции (услуг) до 20%;
  • увеличение удельного веса налоговых поступлений в местный бюджет от субъектов малого предпринимательства  до 20%;
  • ежегодный прирост количества субъектов малого предпринимательства не менее 5%;
  • создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса до 1000.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет первый заместитель главы городского округа по экономике М.В. Соболев.

1. Состояние и проблемы

малого предпринимательства

Малый бизнес охватывает почти все отрасли экономики города.

     По состоянию на 01.01.2006 года в городе зарегистрировано и осуществляют деятельность в сфере малого бизнеса 363 юридических лиц и 1999 индивидуальных предпринимателей. По сравнению с данными на конец 2004 года общее количество юридических лиц возросло на 13  %, индивидуальных предпринимателей - снизилось на 68 %. Основная причина снижение численности индивидуальных предпринимателей состоит в том, что в 2005 году проводилась перерегистрация, в результате которой ликвидирован статус предпринимателя у лиц, не ведущих предпринимательскую деятельность.

     Субъекты малого бизнеса обеспечивают в городе 4,2 тыс. рабочих мест, дают более 11% налоговых поступления в местный бюджет.

     Отраслевая структура распределения малых предприятий за последние годы не претерпела особых изменений. Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий по видам деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта - 68 %, обрабатывающая промышленность - 10 %, строительство - 2 %, транспорт и связь - 4,5 %, бытовое обслуживание и общественное питание - 3,6 %, прочие - 11,9 %.

     Особенностью отраслевой структуры малых предприятий города является низкий удельный вес предприятий, специализирующихся на производстве товаров. Такое состояние дел не удовлетворяет потребности города, но сложившаяся экономическая ситуация заставляет малые предприятия заниматься торговыми операциями. Поэтому создание условий для развития малого предпринимательства, ориентированного на производство товаров, необходимых для населения города и края, продолжает оставаться важной задачей политики администрации городского округа в деле поддержки и развития малого предпринимательства.

     В 2005 году 50% предпринимателей нашего города не прошли государственную перерегистрацию, 2907 объектов предпринимательской деятельности ликвидировано вследствие нарушения законодательства. Многие из тех, кто не прошли перерегистрацию, ушли в теневой бизнес. Данный факт ещё раз подчеркивает необходимость проведения таких мероприятий, как привлечение СМИ к освещению проблем и этапов работы по развитию предпринимательства, организация участия малого бизнеса в выставках, форумах, конференциях, призванных формировать положительный образ предпринимателя.

     Начиная с сентября 2003 года в администрации вёл свою деятельность отдел поддержки предпринимательства и инвестиций, в функции которого вошла работа с предпринимателями, развитие туризма в городе, внешнеэкономическая деятельность, создание условий для инвестиционной привлекательности города (организация участия предпринимателей города в выставках, ярмарках, подготовка справочной информации по вопросам предпринимательства и туризма на территории Арсеньевского городского округа).

     С 2002 года создана Межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства при первом заместителе главы городского округа по экономике, заседания которой регулярно проводятся. Все предприниматели города могут принимать участие в заседаниях Комиссии и выносить свои вопросы и проблемы на рассмотрение членам Комиссии.

     С 2004 года работает официальный сайт администрации; в 2005 году на сайте создан раздел «Новости налоговой инспекции», в перспективе планируется сделать разделы «Новости контролирующих инстанций», «Страничку для зарубежных гостей» и многое другое. Официальный сайт администрации - это реальный инструмент повышения прозрачности работы администрации, улучшающий имидж города и повышения его инвестиционной привлекательности. В перспективе работа сайта должна помочь предпринимателям в прогнозировании своего бизнеса и улучшить обратную связь между жителями города и органами местного самоуправления.

     В рамках создания бизнес-карты территории городского округа была произведена цифровая фотосъемка 250 объектов, находящихся на территории г.Арсеньева, сделано 650 фотографий и проведено частичное описание этих объектов. Также на основании полученных данных планируется провести прогнозную оценку экономического потенциала города.

     По инициативе администрации городского округа создано некоммерческое партнёрство «Арс-информнаука», в рамках которого уже сегодня работает два учебно-консультационных центра: центр охраны труда и информационно-образовательный центр. Создание центра охраны труда  позволило упростить для местных предпринимателей процедуру получения знаний и консультаций в области охраны труда; так как в функциональные обязанности данного центра входит как проведение экспертизы проектной документации и обучение по охране труда, так и обеспечение предприятий и организаций нормативно-правовыми документами и методическими материалами. Информационно-образовательный центр позволяет предпринимателям и организациям получать знания в области использования компьютерных технологий, что облегчает работу с новыми программными продуктами. Сегодня идёт подготовка к созданию на базе НП «Арс-информнаука» кадрового агентства, уже собрана определённая база данных.

     Администрацией городского округа был подготовлен материал, на основании которого в марте 2005 года опубликован «Справочник предпринимателя», охватывающий весь круг вопросов, связанных с деятельностью индивидуального предпринимателя.

     В 2005 году совместно с администрацией городского округа организовано 2 круглых стола: Компанией «Росгосстрах - Дальний Восток» на тему «Малый и средний бизнес: условия для развития», и  Арсеньевским отделением № 7718 Сбербанка РФ на тему: «Актуальные вопросы взаимодействия банка, администрации города и представителей бизнеса». Проведение данных мероприятий необходимо для равновесия власти и бизнеса и преодоления административных барьеров.

     В целях продвижения товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках с 2005 года активизирована выставочная деятельность предпринимателей и организаций города, средства на которую привлекались как от частных и юридических лиц, так и из внебюджетного фонда администрации Арсеньевского городского округа.

     Система муниципального заказа позволила местным производителям и представителям малого бизнеса иметь гарантированный сбыт своих товаров и услуг для бюджетной сферы. Анализ двух последних лет показал, что больший удельный вес (более 90%) закупок осуществляется у представителей малого бизнеса. За 2005 год проведено 16 открытых конкурсов, 150 закупок методом ценовых корректировок и 100 закупок у единственного поставщика, по итогам которых с субъектами малого бизнеса были заключены контракты на сумму - 21,1 млн. руб.

     С 2004 года, как уже отметили все представители бизнеса, началась активная приватизация муниципальной собственности (помещений и земельных участков под этими помещениями). Это закономерный и объективный процесс, который позволяет предпринимателям стабилизировать свой бизнес и получить дополнительные рычаги для привлечения инвестиций и кредитов в свой бизнес. Этот процесс и дальше будет продолжаться. Только с начала 2005 года от продажи объектов муниципальной собственности в бюджет города поступило 9,4 млн. руб., а от продажи земельных участков - 3,8 млн. руб.

2. Основные цели и задачи программы

Целью Программы является реализация на территории Арсеньевского городского округа политики администрации, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения города через дальнейшее развитие малого предпринимательства, призванное обеспечить увеличение объёмов производства товаров и услуг и максимально возможную занятость населения.

Основные задачи Программы:

- формирование благоприятной экономической среды для развития малого предпринимательства за счёт снижения уровня административных барьеров;

- поддержка всех видов инновационных проектов, в особенности молодёжи и социально-незащищённых групп населения;

- организация и упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к информации органов власти, приватизации муниципального имущества и распределению муниципальных заказов;

- расширение деловых возможностей малого предпринимательства через развитие межрегионального и международного сотрудничества, производственной кооперации;

- повышения информированности субъектов малого предпринимательства о функционирующих финансово-кредитных институтах и, как следствие, укрупнение производства субъектов малого бизнеса за счет привлечения капиталов коммерческих банков на кредитование предпринимательских проектов;

- формирование положительного образа предпринимателя и повышение престижа предпринимательской деятельности, развитие добросовестной конкуренции через организацию участия предпринимателей в выставках, ярмарках, конференциях, круглых столах;

- обеспечение исполнения субъектами малого предпринимательства норм действующего законодательства, в том числе трудового, посредством повышения уровня образования предпринимателей.

Для решения поставленных программой задач с учётом сложившейся тенденции развития индустрии городского округа сформированы приоритетные направления развития и поддержки малого предпринимательства на 2006 - 2008 годы:

1) производство продовольственных товаров;

2) переработка сельскохозяйственной продукции;

3) оказание потребительских услуг;

4) обслуживание жилищно-коммунального хозяйства;

5) развитие туризма и гостиничного бизнеса.

3. Программные мероприятия

Для обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства, повышения экономической и социальной эффективности его деятельности в Программе на 2006 - 2008 годы сохраняются основные направления развития и поддержки малого бизнеса и получат дальнейшее развитие не потерявшие актуальность мероприятия предыдущей программы.

Система программных мероприятий представлена следующими направлениями:

1. Совершенствование и оптимизация нормативно-правовых основ регулирования деятельности малого предпринимательства.

В рамках данного направления осуществляются мероприятия по проведению мониторинга, круглых столов с предпринимателями, заседаний межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров и, как следствие, подготовка предложений в проекты краевых нормативно-правовых актов.

2. Повышение квалификации специалистов администрации, работающих с предпринимателями, укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого бизнеса.

Для дальнейшего развития малого предпринимательства одним из приоритетных направлений является подготовка кадров для малого бизнеса и повышение уровня образованности лиц, занимающихся данным видом деятельности. Сегодня в рамках НП «Арс-информнаука» уже работает два учебно-консультационных центра: центр охраны труда и информационно-образовательный центр. Планируется создать на базе данного некоммерческого партнёрства новый центр - кадровое агентство. Данные проекты позволяют упростить для предпринимателей города процедуру получения знаний и консультаций в данных областях знаний.

Кроме того, будет организована система постоянного профессионального образования для государственных и муниципальных служащих по вопросам развития малого предпринимательства.

3. Повышение доступности финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.

В рамках направления осуществляются мероприятия по организации доступности для малого предпринимательства кредитно-финансовых механизмов как в городе, так и в крае. Информирование субъектов малого предпринимательства о функционирующих программах по финансированию инновационных проектов.

Владея информацией, предприниматели  смогут правильно выбрать надёжного финансового партнёра, тем самым, создавая условия для дальнейшего успешного развития своего бизнеса.

4. Информационная поддержка предпринимательства.

В разделе представлены мероприятия, направленные на дальнейшее развитие инфраструктуры информационной и консультационной поддержки малого предпринимательства.

     В рамках функционирования муниципальной информационной службы будет осуществляться сбор, накопление и хранение информации и статистических данных о социально-экономических и других процессах, протекающих на территории городского округа. Все это позволит выявлять причины, вызывающие тот или иной характер социально-экономических процессов, составлять аналитические обзоры, на основании которых уже можно будет делать прогнозы.

     Все эти мероприятия направлены на  информационно-аналитическую поддержку подготовки и принятия управленческих решений в органах местного самоуправления, всю информацию о деятельности которых население может получить на официальном муниципальном сайте.

     Так же, одной из функций создаваемой информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства является повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития производственных мощностей малого бизнеса.  К тому же муниципальный отраслевой рынок - это та отрасль предпринимательский деятельности, ответственность за функционирование которой несут органы местного самоуправления. Всю информацию о муниципальных заказах и имуществе предприниматели города смогут получить на официальном муниципальном сайте (arsenevmis.ru).

     В целях оказания консультационной поддержки субъектов малого бизнеса, необходимо осуществлять сбор информации об изменениях в действующем законодательстве и справочной информации об условиях организации и ведения предпринимательской деятельности.

     В целях формирования положительного образа предпринимателя, к участию в реализации мероприятий Программы будут привлекаться СМИ. Для продвижения субъектов малого предпринимательства на межрегиональный и международный рынки будет осуществляться организация и координация участия предпринимателей в выставках, ярмарках.

     5. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

     В рамках данного раздела будет осуществляться организация выхода субъектов малого предпринимательства на международный рынок: сбор информации о потенциальных иностранных партнёрах, организация  участия местных предпринимателей в выставках на международном уровне. Данное направление предусматривает увеличение как производственных мощностей существующих объектов предпринимательской деятельности, так и создание новых видов деятельности и новых субъектов предпринимательской деятельности, за счёт привлечения иностранных инвесторов и партнёров.

С января 2006 года в администрации городского округа создан отдел внешнеэкономических связей и инвестиций в структуре управления экономики и инвестиций.

4. Оценка эффективности программы

Результатом реализации Программы должны стать:

     - становление целостной системы и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

     - обеспечение благоприятного климата для предпринимательской деятельности;

     - активное включение предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития города;

     - увеличение удельного веса вклада малого предпринимательства в выпуске продукции (услуг) до 20%;

     - увеличение удельного веса налоговых поступлений в местный бюджет от субъектов малого предпринимательства  до 25%;

     - ежегодный прирост количества субъектов малого предпринимательства не менее 5%;

- создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса до 1000.
 

     За 2004 год было создано 536 дополнительных рабочих мест, в том числе: промышленность - 206, торговля и общественное питание - 150, строительство - 17, жилищно-коммунальное хозяйство - 29, сфера бытового обслуживания -18. За 2005 год было создано рабочих мест в сфере услуг - 38, в строительстве - 42.