680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Проект «Противодействие нецелевому планированию средств местных бюджетов» (октябрь 2005 – август 2006)

08.08.2006

Заключительный отчет

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЦЕЛЕВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
СРЕДСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Проблема, на решение которой направлен проект

     Одной из наиболее коррупциогенных сфер муниципального управления является сегодня бюджетный процесс, в рамках которого в настоящее время можно запланировать значительные средства местных бюджетов  на расходы, которые ничего общего не имеют с задачами местной власти.

     В целях противодействия такому  нецелевому использованию бюджетных средств федеральный закон  №120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» ввёл новый механизм бюджетного планирования. Теперь запланировать  расходную статью в местном бюджете можно только в том случае, если имеется муниципальный  нормативный правовой акт, принятый представительным органом местного самоуправления, в котором введено и установлено данное расходное обязательство. Под введением расходного обязательства понимается определение:

  • функции и задачи органов публичной власти, требующих осуществления бюджетных расходов,
  • общие принципы финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств.

Под  установлением расходного обязательства понимается   

  • определение целей, направлений, объема, структуры, размеров бюджетных расходов, необходимых для выполнения функций и задач органов публичной власти;
  • установление различных нормативов;
  • определение мероприятий, программ и проектов, категорий получателей бюджетных средств, связанных с выполнением органами публичной власти соответствующих задач и функций;
  • определение конкретного порядка финансового обеспечения и исполнения установленных расходных обязательств.

На основе методик и нормативов, которые определены в данных правовых актах, должны рассчитываться соответствующее бюджетное обязательство, то есть конкретная цифра в бюджете. Таким образом, просто на основе желания главы муниципального образования или администрации запланировать  «раздавать» бюджетные средства уже  нельзя. Это возможно только на основе  нормативного правового акта, принятого представительным органом местного самоуправления.

Для муниципальных образований ФЗ №120 вступает в силу 1 января 2006 года, следовательно, до начала планирования бюджета на 2007 год (июнь 2006 года) весь пакет нормативных правовых актов по расходным обязательствам местных бюджетов должен быть сформирован. Вместе с тем, анализ показывает, что эта достаточно сложная и объёмная работа либо не ведется вообще, либо принимаются формальные правовые акты с нужным названием, но которые по своему содержанию ничего общего не имеют с введением и установлением расходных обязательств. Фактически идёт саботаж закона, предпринимаются различные уловки, чтобы его не выполнять.  Это означает, что многие главы муниципальных образований рассчитывают и впредь распоряжаться местным бюджетов по своему усмотрению.

Цель - мониторинг введения и установления расходных обязательств по вопросам местного значения для противодействия нецелевому планированию средств местных бюджетов.

Задачи:

     1. Разработать систему мониторинга введения и установления расходных обязательств в различных видах муниципальных образований (сельское поселение, муниципальный район, городской округ).

     2. Провести мониторинг введения и установления расходных обязательств в трёх муниципальных образованиях разных видов (г.Хабаровск, Хабаровский муниципальный район, Некрасовское сельское поселение) в ходе подготовки и планирования бюджета 2007 года.

     3. Подготовить аналитические отсчёты «Правовые основы бюджетных расходов в 2006 году» по каждому муниципальному образования и предать его гласности, в том числе передать:

  • Главе муниципального образования и представительному органу местного самоуправления;
  • в органы прокуратуры и юстиции;
  • в Межведомственную комиссию по развитию федеративных отношений и местного самоуправления Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе;
  • в СМИ.  

Технология выполнения

Для решения поставленных задач предполагается осуществить следующие виды деятельности:

1.     Собрать и изучить правовую и методическую базу, опыт муниципальных образований по введению и установлению расходных обязательств по вопросам  местного значения для различных видов муниципальных образований, в т.ч.:

a.     поселений,

b.     муниципальных районов,

c.     городских округов.   

2.     Определить  параметры, источники информации, технологию  сбора и обработки информации,…   по введению и установлению расходных обязательств для различных  видов  муниципальных образований.

3.     Апробировать разработанную систему на  мониторинге подготовки местного бюджета на 2006 год  в трёх муниципальных образованиях:

a.     Некрасовское муниципальное образование Хабаровского муниципального района;

b.     Хабаровского муниципального района;

c.     Городского округа -г.Хабаровск

4.     На основе полученных данных подготовить три аналитических отчёта на тему «Правовые основы бюджетных расходов в _________________________________ в 2006 году»                         

              (муниципальное образование)

5.     Разработать перечень задач, которые надо решить в каждом муниципальном образовании для введения и установления  бюджетных обязательство по  вопросам местного значения.

6.     Передать Аналитические отчёты и перечни задач Главам муниципальных образований и в представительные органы  местного самоуправления.

7.     Осуществлять мониторинг принятия нормативных правовых актов  по введению и установлению расходных обязательств в ходе подготовки к планированию бюджета на 2007 год в трёх муниципальных образованиях разного вида:

  • городской округ г.Хабаровск
  • Хабаровский муниципальный район,
  • Некрасовское сельское поселение

7.     По результатам  мониторинга составить реестр расходных обязательств
 

8.     По результатам  мониторинга подготовить вторые Аналитические отчёты «Правовые основы бюджетных расходов в бюджете _________________________________на 2007 год»

                     (муниципальное образование)

9.     Передать Аналитические отчёты  

     a. Главам муниципальных образований и в представительные органы  местного самоуправления.

b.     в органы прокуратуры и юстиции;

c.     в Межведомственную комиссию по развитию федеративных отношений и местного самоуправления Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе;

d.     СМИ.

План обеспечения жизнеспособности проекта после окончания финансирования по гранту

Для реализации проекта предполагается привлечь студентов и преподавателей  Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета и юридического факультета Хабаровской государственной академии экономики и права в рамках учебной дисциплины «Муниципальное право», а также подготовки курсовых и дипломных работ. Опыт такого соединения учебной, научной и общественной деятельности уже наработан  и дал положительные результаты в ходе работы Общественного экспертного совета при бюджетном комитете Хабаровской городской Думы, а также в ходе постоянно действующего  Конкурса «Бизнес-эксперт», который организован Дальневосточным научным центром местного самоуправления и Хабаровским краевым объединением промышленников и  предпринимателей.  Использование данного подхода, а именно включение экспертной деятельности в учебный процесс подготовки молодых юристов обеспечивает  продолжение  проекта и после его завершения.