680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Проект «Содействие развитию НКО как задача региональной и местной власти»

12.08.2006

ПРОЕКТ
«СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА КАК ЗАДАЧА РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

     На развитие гражданского общества в России, формирование значительного числа новых НКО «завязано» большинство реформ, инициированных Президентом РФ и проводящихся в стране. Следовательно, «провал» с развитием некоммерческого сектора будет означать «провал» большинства российских реформ. Поэтому, региональные и муниципальные органы власти должны создавать благоприятные условия для развития НКО. Это возможно только при наличии во власти специалистов, обладающих соответствующими знаниями и умениями. Пока их нет. На решение этой проблемы в Дальневосточном федеральном округе направлен проект.

Цель проекта - создание в ДФО благоприятных условий для целенаправленной деятельности региональных и муниципальных властей по развития некоммерческого сектора.

Задачи проекта:

Задача 1. Разработка образовательной программы «Развитие некоммерческого сектора в субъектах федерации и муниципальных образований» для специалистов региональных и муниципальных органов власти Дальневосточного федерального округа.

Задача 2. Проведение образовательных и проектных семинаров по разработанной программе в регионах и муниципалитетах ДФО.

Задача 3. Создание в ДФО инфраструктуры поддержки для специалистов органов власти, курирующих развития некоммерческого сектора.

Задача 4. Формирование в ДФО профессионального сообщества в сфере развития некоммерческого сектора.

Ожидаемые результаты:

  • в ДФО сформируется сообщество специалистов, обладающих знаниями и умениями по вопросам развития гражданского общества и некоммерческого сектора;
  • будут разработаны модельные решения и проекты нормативных правовых актов по развитию некоммерческого сектора в регионах и муниципалитетах ДФО;
  • будет сформирована инфраструктура поддержки для специалистов, работающих в органах власти и курирующих вопросы развития некоммерческого сектора.

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Описание проблемы, ее актуальность

В программных документах Президента РФ и его выступлениях последних лет(1) развитию гражданского общества уделяется значительное место. Оппоненты российской власти склонные рассматривать это как «демократическую риторику для Запада». Однако, при более глубоком знакомстве с перечисленными выше документами, легко увидеть, что на развитие гражданского общества в России, формирование значительного числа новых некоммерческих организаций «завязаны» большинство реформ, инициированных и проводящихся в настоящее время в стране.

_________________________

(1) см. Послания Президента РФ и его Указы по административной реформе и поддержке правозащитного движения, Программы социально-экономического развития России (долгосрочная и среднесрочные), проекты федеральных законов и уже принятые федеральные законы, инициированных Президентом РФ и Правительством РФ
 

В частности, анализ федеральных документов показывает наличие следующих взаимосвязей между реформами видами гражданских некоммерческих организаций, которые необходимы для их осуществления.

Реформы и задачи

Виды гражданских организаций

Зачем они нужны власти

Формирование системы общественной экспертизы и контроля для повышения качества принимаемых властью решений - закон об общественной палате

Общественные объединения и объединения некоммерческих организаций (представительские организации), выражающие интересы определенных социальных групп (в т.ч. профсоюзы)

Как основа федеральной, региональных и муниципальных общественных палат

Повышение эффективности экономики

Организации саморегулирования, в первую очередь организации саморегулирования бизнеса

1) В перспективе им должны передаваться функции по регулированию отдельных отраслевых рынков,

2) Они должны включиться в разработку технических регламентов

Повышение качества жизни, поддержка семьи

НКО, оказывающие услуги для семьи и детей

1) Им предлагается в ходе реструктуризации бюджетной сферы через механизм социального заказа передавать функции социального обслуживания семей и детей, ввиду отсутствия (или недостаточности) в большинстве регионов страны соответствующей сети государственных учреждений, а также низкой эффективности работы действующих госучреждений

Повышение эффективности деятельности власти, развитие новой экономики, основанной на знании

Научные, проектные НКО, ориентированные или осуществляющие прикладные НИР в следующих сферах компетенции власти:

  • общегосударственные вопросы;
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • национальная экономики;
  • охрана окружающей среды;
  • образование;
  • культура, кинематография, СМИ;
  • здравоохранение и спорт;
  • социальная политика.

     ( формулировки сфер взяты из новой бюджетной классификации)

1) Им предлагается в ходе административной реформы через систему аутсорсинга передавать на исполнение такие функции власти как мониторинг, НИР, ведение кадастров, ведение реестров, информационное обслуживание органов власти т.д.

2) Их деятельность способствует:

  • развитию новой экономики, ориентированной на знаниях,
  • развитию инновационной деятельности,
  • коммерциализации науки,
  • реформе высшего образования,
  • привлечению студентов к актуальным проблемам управления обществом, повышению их гражданской активности,

- ……………

Реформа ЖКХ и повышение качества жизни

НКО в сферах ЖКХ (ТОСы, ТСЖ,…)

Необходимы для формирования новых рыночных отношений, новых потребителей и поставщиков на рынке услуг ЖКХ (разгосударствление ЖКХ),

Обеспечение прав и свобод граждан

Правозащитные и другие надзорные организации, в т.ч. экологические

Необходимы для осуществления общественного контроля за властью

Улучшение здоровья нации

НКО, занимающиеся пропагандой здорового образа жизни и поддержкой больных

Необходимы для профилактики социальных болезней, формирования установок здорового образа жизни, организации взаимопомощи между больными

Профилактики межнациональных конфликтов

НКО, деятельность которых ориентирована на организацию межкультурного диалога

Необходимы для формирования толерантного поведения

Это далеко не полный перечень задач, решение которых органы государственной власти могут осуществить только при активной роли различных видов. Отсюда следует, что «провал» с развитием некоммерческого сектора означает «провал» практически всех российских реформ.

Из таблицы следует, что для осуществления реформ, необходимо достаточное количество соответствующих гражданских организаций с адекватным уровнем и качеством деятельности. К сожалению, пока нет ни того, ни другого. Это означает, что необходимо создание благоприятных условий для роста и качественных изменений некоммерческого сектора, что, в свою очередь, должно содействовать построению системы воспроизводства некоммерческого сектора, гарантировать сохранение и развитие уже действующих гражданских некоммерческих организаций (возможно с учётом государственных приоритетов и интересов).

Представляется, что эти условия должны создавать, в первую очередь, органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления. Это возможно только при наличии в данных органах специалистов, обладающих соответствующими знаниями и умениями. Пока их либо нет, либо их количество крайне недостаточно. В результате в субъектах федерации и муниципальных образованиях ДФО не определена политика власти в вопросах развития гражданского общества, нет соответствующих целевых программ, не создана нормативно-правая база, а созданные в органах власти структуры по взаимодействию с общественными организациями практически не оказывают никакого влияния на развития некоммерческого сектора.

На решение этих проблем и направлен данный проект.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта - создание в Дальневосточном федеральном округе благоприятных условий для целенаправленной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по развития некоммерческого сектора.

Задачи, которые планируется решить в рамках проекта:

Задача 1. Разработка образовательной программы «Развитие некоммерческого сектора в субъектах федерации и муниципальных образований» для специалистов региональных и муниципальных органов власти Дальневосточного федерального округа.

Задача 2. Проведение образовательных и проектных семинаров по разработанной программе в регионах и муниципалитетах ДФО.

Задача 3. Создание в ДФО инфраструктуры поддержки для специалистов органов власти, курирующих развития некоммерческого сектора.

Задача 4. Формирование в ДФО профессионального сообщества в сфере развития некоммерческого сектора.

СТРАТЕГИЯ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

Задача 1. Разработка образовательной программы «Развитие некоммерческого сектора в субъектах федерации и муниципальных образований» для специалистов соответствующих структур органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления Дальневосточного федерального округа.

Разработка образовательной программы будет осуществляться в несколько этапов. Содержательной основой первого варианта программы может являться опыт подготовки таких специалистов, полученный в ходе реализации Фондом CAF Программы «Развитие диалога между властью и гражданским обществом», в которой руководитель данного проекта работает уже 2 года. .

В дальнейшем специалисты, прошедшие обучение по данной программе, могли бы на базе первого варианта образовательной программы организовать в своих регионах аналогичную подготовку для муниципальных образований.

В случае необходимости разработанная программа может быть доведена до статуса «образовательной программы дополнительного профессионального образования». Дабы минимизировать этап «доведения до статуса» уже при разработке образовательной программы её авторы будут ориентироваться на требования, предъявляемые к образовательным программам дополнительного профессионального образования.

Задача 2. Проведение образовательных и проектных семинаров по разработанной программе в регионах и муниципалитетах ДФО.

Предполагается, что для каждого субъекта федерации округа будет проведено по 2 семинара. Первый семинар образовательный, на котором слушатели познакомятся с базовыми представлениями о гражданском обществе и некоммерческом секторе, о правовых основах деятельности некоммерческих организаций в России и мире, о видах НКО, о теоретических подходах к развитию гражданского общества, об опыте деятельности органов власти субъектов федерации и муниципальных образованиях страны по развитию гражданского общества.

В качестве домашнего задания участники должны будут проанализировать состояние развития гражданского общества в своём субъекте федерации.

Второй семинар будет проектным, на котором, исходя из ситуации в регионе, участники семинара в группах будут проектировать региональные и муниципальные целевые программы развития некоммерческого сектора по отдельным направлениям или в целом по субъекту или муниципалитету.

Задача 3. Создание в ДФО инфраструктуры поддержки для специалистов органов власти, курирующих развития некоммерческого сектора.

Сайт в сети Интернет (условное название «Гражданское общество ДФО») будет окружным и содержать информацию о развитии гражданского общества в каждом субъекте, в том числе:

  • правовая база,
  • программы,
  • опыт,
  • новости.

Первоначально вести сайт будут специалисты ДВНЦМС, а в последующем - сами представители субъектов федерации.

Виртуальный центр будет также размещаться на сайте «Гражданское общество ДФО». В ходе реализации проекта будет сформирован штат специалистов (теоретиков и практиков), которые будут оказывать по запросам с мест информационные, проектные, консалтинговые, экспертные и образовательные услуги. В период осуществления проекта эти услуги будут оплачиваться за счёт грантовых средств, а после окончания проекта - на хоздоговорной основе.

Также на сайте будет размещаться вся информация и все результаты, полученные в ходе реализации проекта.

Задача 4. Формирование в ДФО профессионального сообщества в сфере развития некоммерческого сектора.

Для решения этой задачи, во-первых, будут проводиться целенаправленная работа по знакомству всех специалистов, работающих в данной сфере в разных регионах, а также установлению между ними регулярных контактов.

Будут изучаться их потребности и интересы и формироваться положительная мотивация к объединению. Сообществу будут предложены различные формы объединения с целью удовлетворения общих потребностей и интересов. Как показывает опыт, результатом такой работы может стать создание профессиональной ассоциации.

Тиражируемость проекта и механизм распространения информации о проекте и его результатах

Из содержания проекта очевидно, что он может быть тиражирован в любой другой федеральный округ или субъект федерации.

Основными механизмами распространения информации о проекте и его результатах будет сайт проекта в сети Интернет. Кроме того, участники проекта будут распространять информацию о ходе своей непосредственной деятельности в регионах и муниципалитетах, а также в СМИ, на научных конференциях и т.д.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Ожидаемые результаты

Показатели

1. В органах власти ДФО сформируется сообщество специалистов, обладающих знаниями и умениями по вопросам развития гражданского общества и некоммерческого сектора

1. Количество специалистов в регионах и муниципалитетах, прошедших обучение

2. Установятся регулярные контакты между специалистами

3. Возможно будет создана профессиональная ассоциация данных специалистов

2. Будут разработаны модельные решения и проекты нормативных правовых актов по развитию некоммерческого сектора в субъектах федерации и муниципальных образованиях

1. Модельная программа развития некоммерческого сектора для субъектов федерации

2. Модельная программа для развития некоммерческого сектора в муниципальных образованиях

3. Проекты нормативных правовых актов по поддержке развития некоммерческих организаций в приоритетных сферах

3. Будет сформирована инфраструктура для поддержки деятельности специалистов органов власти, содействующих развитию некоммерческого сектора

1. Сайт в сети Интернет

2. Виртуальный центр для оказания услуг специалистам.