680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

NPM и защита прав малочисленных народов

01.03.2002

NPM и защита прав малочисленных народов

     В работе секции «Защита прав малочисленных народов» принимали  участие 8 специалистов территориальных органов Министерства по делам федерации, национальностей и миграционной политики Российской Федерации из 6  дальневосточных территорий (Амурская, Сахалинская, Камчатская области, Приморский и Хабаровский края, ЕАО), поскольку вопросы государственного регулирования национальных отношений входит в компетенцию данного министерства. Кроме того, в работе секции приняли участие также специалисты мэрии города Биробиджана.

     В ходе работы секции были анализированы федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты, с целью определения существующей сегодня в России государственной политики, а также возможностей использования идей NPM для её совершенствования. Дискуссии, прошедшие в ходе работы секции, позволили проанализировать также практику осуществления данной политики в дальневосточных территориях России.

     Как показал анализ, проблема реализации национальной политики и политики по отношению к малым этническим общностям в Российской Федерации (далее РФ) занимает особое место. Если говорить в общем, то  национальная политика не включает в себя каких-либо обязательств и гарантий государства, а лишь декларирует равенство всех национальностей и уважение этнической самобытности. Что же касается малочисленных народов, то государственная политика по отношению к малым этническим  общностям выделяется отдельно и заключается в законодательном закреплении гарантий РФ и прав коренных малочисленных народов РФ,  закрепляет обязательства государства по обеспечению этих гарантий. При этом федеральный закон закрепляет также основные принципы и механизмы реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов. Заметим также, что предоставления государством  каких-либо специфических социальных услуг коренным малочисленным народам российским законодательством не предусмотрено.  

     Всесторонний анализ установленного законом разграничения предметов ведения и полномочий между государственными (федеральными и субъекта федерации) органами власти и органами местного самоуправления по реализации данной государственной политики показал,   что  основной груз ответственности за реализацию данного закона лежит на федеральных органах государственной власти. Закон также предоставил право органам власти субъектов федерации и органам местного самоуправления оказывать помощь коренным малочисленным народам в виде предоставления субсидий, квот и льгот.

     Вместе с тем, анализ регионального законодательства и нормативно-правовых актов дальневосточных субъектов федерации и муниципальных образований, на территории которых проживают малочисленные народы и имеются места их компактного проживания, показывает,   что органы государственной власти и органы местного самоуправления, как правило, не пользуются таким правом. Вероятно, такая «безынициативность» региональных властей объясняется отсутствием депутатов из коренных малочисленных народов в большинстве представительных органах власти региона.

     Отсюда следует, что либо необходимо искать новые пути обеспечения представительства малочисленных народов в представительных органах власти, либо оптимизировать существующую систему разграничения предметов ведения и полномочий. По мнению участников секции, было бы логичным исключить оказание целевой поддержки, предоставление дополнительных социальных гарантий и льгот  из компетенции органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления и закрепить эти функции исключительно за федеральными органами власти РФ. Это позволит сконцентрировать полномочия, ресурсы и ответственность  на одном уровне власти.

     Однако следует отметить, что старые принципы и подходы оказания поддержки и развития территорий через различные федеральные министерства и ведомства (в процессе осуществления государственных гарантий было задействовано их более двадцати) показали свою неэффективность, а потому должны уйти  в прошлое. На смену им должны придти принципы адресной целевой помощи конкретным людям и местам их компактного проживания, а также принцип ориентации на запросы потребителя.  Размеры и формы этой помощи должны зависеть от местности, этноса, на ней проживающего, а также конкретных предложений и запросов представителей этноса. Виды и способы предоставления государственной помощи должны быть максимально конкретизированы.  

     Что касается развития местного самоуправления в местах компактного проживания малочисленных народов, то эта проблема обозначена в ряде государственных стратегических документах и сформулированы некоторые подходы к её решению. Так, например, в концепции государственной политики  развития Севера на период с 2001 по 2010 год цель просматривается следующая цель государственной  политики - сокращение в конечном итоге государственных дотаций и перевод коренных малочисленных народов из категории иждивенца в категорию самостоятельно обеспечивающего себя члена общества. Для реализации данной цели поставлена задача «+создание условий, стимулирующих самообеспечение и саморазвитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации при условии постоянного контроля достигаемого результата".

     Очевидно, что решение данной задачи невозможно без развитой системы местного самоуправления в местах компактного проживания коренных народов, и без постоянного и непосредственного контакта собственно объекта национальной политики с субъектом, то есть органами власти.  

     Вместе с тем, пути, методы  и средства решения данной задачи требуют своего теоретического осмысления. По мнению участников секции, для реализации данной государственной политики, помимо идеи «стройного государства», должны быть использованы следующие элементы NPM:

     -создание децентрализованных структур управления с большой степенью автономности,

     -ориентация на конечный результат,

     -ориентация на запросы потребителя.

     При правильной постановке целей и задач, при условии использования системного подхода представляется возможным использовать вышеперечисленных элементов NPM при реализации государственной политики по отношению к коренным малочисленным народам как элемента государственного  управления.

     Представляется также целесообразным разработку теоретических подходов внедрения NPM и их апробацию проводить в рамках одной-двух отдельно взятых территорий компактного проживания малочисленных народов, которые могут служить опытными площадками, а также базой для дальнейшего распространения положительных результатов эксперимента.