680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Стратегия развития организационных систем

Р. Дурицына,
Администрация г. Благовещенска,
кандидат экономических наук

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ

     Наступило новое тысячелетие, новый 21 век, т.е. пришли новые времена. Десять лет (с 1991 г.) в России развиваются новые экономические рыночные отношения, новые организации с различной формой собственности. Сложилось новое трехсекторное общество (см. рис. 1).

Рис. 1 Современная трехсекторная модель общества в России

     В 2000 году экономика страны имела темпы роста, которых не было почти 30 лет. Заметно оживился инвестиционный климат /4/. Анализ показал, что тенденции роста промышленного производства наблюдаются как в Амурской области, так и в г. Благовещенске. Объем промышленной продукции (работ и услуг) города в 2000 году составил 1302,1 млн. руб., в действующих оптовых ценах. В том числе по крупным и средним промышленным предприятиям 1095,7 млн. руб., что составляет 13,9 % (седьмую часть) областного уровня.

     Однако полученные успехи невозможно считать достаточными, так как уровень жизни горожан остается низким, сохраняются социальные и экономические риски. Растет количество техногенных катастроф, особенно в зимнее время. Оценка социально-экономического состояния по финансовой устойчивости в рыночной среде показала, что городское хозяйство находится в полосе лишь относительной экономической стабильности.

     Для того, чтобы удержать положительные тенденции и обеспечить рост промышленного производства и благосостояния народа необходимы инновационные (новые) подходы: внедрение новых технологий, новых методов управления производством и персоналом организационных систем.

     Рост - это увеличение выпуска промышленной продукции и других благ при существующем потенциале основных фондов организационных систем (организаций, предприятий, муниципальных образований и др.).

     Развитие предусматривает, прежде всего, прогресс - т.е. нововведения - новейшие технологии производственные, социальные, образовательные, информационные, управленческие и др. Такое развитие должно быть стратегически обоснованным.

     Рассматривая трехсекторную модель общества (см. рис. 1) /2/, следует отметить, что в каждом секторе организационные системы имеют различные виды собственности: государственный - государственную и муниципальную; бизнес - акционерную (ОАО, ЗАО), ограниченную (ООО), частную (ЧП), совместную (СП), иностранную (ИС) и др.; некоммерческий сектор - общественную.

     Разрабатывая стратегию развития организационных систем, принадлежащих любому из трех секторов, следует учитывать интересы каждого сектора, несмотря на то, что цели и задачи, указанных секторов, различны. В обществе все взаимосвязано и взаимозависимо. Ни государство, включая местную власть, ни бизнес, ни общественность не могут решать проблемы общества самостоятельно, т.е. в «одиночку» и преодолевать социальные коллизии и экономические кризисы в нем.

     Это взаимодействие построено на принципах «Социального партнерства». Смысл партнерства состоит в налаживании взаимосвязей между секторами для решения социально-экономических проблем при условии обоюдной выгоды, каждого из секторов в отдельности, и всем в целом. В конечном итоге на работу для человека, для гражданина, для жителя этой страны, региона, города ориентированы все: и государство, и бизнес, и общество.

     Изучение партнерских взаимосвязей между секторами (см. рис. 2) выявило, что ПАРТНЕРСТВО государства и бизнес-сектора способствует развитию, главным образом, экономики организационных систем, территорий и государства в целом. ПАРТНЕРСТВО государства и некоммерческого сектора влияет на политические процессы в общественной жизни, а ПАРТНЕРСТВО бизнеса и третьего сектора зарождает развитие социального бизнеса и меняет идеологию (от лат. - сумма взглядов) как местных сообществ, так и населения страны.
 

Рис. 2 Парные взаимодействия при социальном партнерстве

     Только развитие трехсекторных взаимосвязей с внедрением новых технологий приведет к трансформации принципов и методов взаимодействия экономики, политики и идеологии в обществе, на которых должна базироваться Стратегия развития государства, общества и организационных систем.

     Анализ литературных источников и публикаций /2,3/, выявил, что за рубежом развитие организационных систем осуществлялось:

  • в 70-х годах на основе организационного обучения руководителей и менеджеров;
  • в начале 80-х формировалась фирменная культура - образ организации, предприятий и учреждений для внешних потребителей;
  • в конце  80-х г.г. организационные системы - это обучающая организация. Эта тенденция продолжается уже более 20 лет. Учатся все, учатся много и постоянно;
  • начало 90-х годов ознаменовано появлением служб организационного управления. В зависимости от величины конкретной организационной системы численность служб составляет от 1 до 40 человек /3/;
  • с середины 90-х годов широкое распространение получила система консультационных услуг в области организационного управления, которые базируются на ПАРТНЕРСКОМ отношении с некоммерческим сектором. Все это влияет на конечные результаты работы предприятий и ведет к сокращению затрат на производство продукции;

     · конец 20 века - это развитие инновационных технологий, проектных структур организаций и использование новых прогрессивных технологий управления, основанных на методологии проектного управления (см. рис. 3) /3/.

     Проектные технологии, построенные по методологии Управления проектами, позволяют поддерживать партнерские проекты  на условиях  грантов, конкурсного финансирования и «прозрачности» реализации проектов. Постепенно финансирование, в том числе и бюджетное, должно измениться в сторону обеспечения и финансовой поддержки не по объектам и направлениям деятельности, а по конкретным проектам и реально разработанным Программам.

Рис. 3 Матрично-ориентированная структура проектной деятельности

     Применение проектных технологий характерно и для развития внешнеэкономических связей, в которых используются все современные апробированные проекты экономического сотрудничества: создание совместных предприятий; создание совместных торговых домов; реализация инвестиционных проектов с иностранными партнерами; проекты внедрения передовых зарубежных технологий   на предприятиях и организациях, совместные семинары, конференции, форумы и т.д.

     Проблема  заключается в том, что до настоящего времени разработка стратегий, программ, планов основаны на традиционных методах, анализе и оценке социально-экономического состояния двух секторов и не учитывает в целом сложившуюся трехсекторную модель общества.

               Третий сектор для государства - это только «социальная сфера», для экономистов - «сфера потребления», а для общества - это некоммерческий сектор, где существует различные некоммерческие и общественные организации. Поэтому многие, проводимые реформы и изменения, привели к ущемлению интересов общества так, как призваны, были   защищать интересы государства и бизнеса. Яркий пример этому, является первый этап приватизации, окрещенный в народе «прихватизацией».    

     Если рассматривать законодательную основу, то сегодня существует три отдельных слабо соотносящихся  друг с другом законодательства: законодательство, регулирующее жизнь бизнеса; законодательство, регулирующие вопросы связанные с властью  и законодательство, регулирующее жизнь некоммерческого сектора. При этом для некоммерческого сектора законодательство функционирует очень слабо и чаще, как бизнес-сектора, что не способствует развитию общественных и некоммерческих организаций, тем более развитию партнерских отношений.

     Стратегия - это, прежде всего основные направления деятельности организационных систем, позволяющие внедрять всё новое и передовое, реализуя поставленные  цели на ближайшие годы. Для НКО, общественных организаций  и объединений  - это 2-3 года, для государственного сектора  - 4 года (время между выборами), для бизнес-сектора может быть 5 ближайших лет, но можно разрабатывать стратегию на 15-20 лет в зависимости от существования организации.

     Следует отметить, что принимать глобальные решения о разработке стратегии необходимо, когда: собрано значительное количество информации; имеется методика и выполнен системный комплексный анализ и оценка состояния организационной системы; сделан прогноз и перспектива развития /1/.

     При этом анализ организационных систем для разработки стратегии в рыночных условиях выполняется как внутренней среды - структурный, функциональный, финансово-экономический, ресурсный и т.д., включая и SWOT - анализ, так и внешней среды (делового окружения - анализ пяти сил М. Портера, и фонового - ПЭСТ - анализ). Только после системного, комплексного анализа и оценки организационной системы выявляются стратегические направления деятельности. Затем определяются задачи и принимаются  методы их решения. Среди множества типов стратегий выбираются наиболее прогрессивные, т.е. которые будут способствовать развитию организационной системы в рыночной среде.

     Поэтому для разработки стратегии развития организационных систем предлагается выполнять несколько шагов (этапов):

     1. Определить проблемы, их актуальность, а также цели и задачи развития организационной системы.

     2. Выполнить комплексный анализ и оценку состояния организационной системы в рыночной среде:

     

  • анализ и оценка внутренней среды, включая и SWOT - анализ;    &n
  • анализ делового окружения (ближнего)  - анализ пяти сил М. Портера;

     · анализ фонового окружения (ПЭСТ - анализ).

     3. Сделать отбор стратегий развития (обычно не более десяти) и выбор из альтернативных (не более семи), для дальнейшей разработки. Рассмотреть и утвердить основные стратегические направления.

     4. Определить задачи по каждой принятой стратегии и методы их решения для обеспечения поставленной цели стратегии.

     5. Разработать тактические программы, проекты, планы мероприятий для реализации принятой стратегии.

     6. Осуществлять Стратегического управления деятельностью по достижению поставленных целей, которое предусматривает:

     

  • способность и умение смоделировать ситуацию;    &n
  • способность выявить необходимые изменения;

     · способность разработать новую стратегию с учетом изменений;

     · способность использовать для реализации стратегии новые методы;

     · способность воплощать стратегию в жизнь.

     7. Оценивать промежуточные и конечные результаты выполненной стратегии для накопления опыта реализации.

     Таким образом, для развития региона, города, района, а также организаций любой формы собственности необходимо разрабатывать стратегические направления деятельности, учитывающие нововведения и новые прогрессивные технологии. Зарубежный и отечественный опыт подтверждает, что только внедрение инноваций в организационные системы позволит удержать достигнутый рост промышленного производства и изменить ситуацию в социальном некоммерческом секторе общества.  

Список использованной литературы

1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 175 с.

2. Дурицына Р.Ф. Опыт применения проектного управления в России. - Благовещенск, ПКИ «Зея», 2001. - 86 с.

3. Управление Проектами в условиях кризиса: Учебное пособие / Под ред. Р.Ф. Дурицыной. - Благовещенск: ПКИ «Зея», 2000. - 128 с.

4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, Москва, «Известия», 2000 г., 47 с.