680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Деятельность ПВС МВД России по обеспечению въезда (выезда) иностранных граждан на территорию (с территории) муниципального образования (на примере города Хабаровска)

Деятельность ПВС МВД России по обеспечению
въезда (выезда) иностранных граждан на территорию (с территории)
муниципального образования (на примере города Хабаровска)

Степенко А.В.,
соискатель каф. ГПД ХГТУ

     В заявлении Государственной Думы от 24 июня 1994 г. о соблюдении Российской Федерацией стандартов в области прав человека провозглашено: «... в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией признаются и гарантируются права, свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».(1) Это основная задача, к выполнению которой в своей работе обязаны стремиться в рамках своих конституционных полномочий все органы государственной власти Российской Федерации.

     В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, временно и постоянно проживающих на территории России, в настоящее время уже внесены изменения во многие правовые акты законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, регламентирующие работу в области иммиграционной политики, а также приняты новые.

     Российская Федерация присоединилась к большинству универсальных международных правовых актов и к более 30 международным конвенциям в данной области, принятым на основе Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г., утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН.

     Иностранным гражданином, в соответствии с законодательством Российской Федерации, признается лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательство своей принадлежности к гражданству другого государства (заграничный паспорт или другой заменяющий его документ).

     Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее, порядок транзитного проезда через территорию России, а также порядок оформления и выдачи для этого документов иностранным гражданам установлены Законом РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. Вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации регулируются Законом от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».     (2

)Эти правовые акты определяют порядок:

     а) оформления документов на право въезда в РФ, выезда из Российской Федерации, права на жительство иностранцам, временно пребывающим на территории России;

     б) выдачи иностранным гражданам разрешений на временное  и постоянное проживание  в РФ;

     в) передвижения иностранных граждан по территории РФ и выбора ими места жительства;

     г) привлечения к ответственности за нарушения правил пребывания и выдворения из РФ иностранных граждан;

     д) пребывания в РФ лиц без гражданства.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации иностранным гражданам гарантируются предусмотренные Законами России права и свободы. Иностранные граждане в Российской Федерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане России, если иное не оговорено в действующем законодательстве. Правовое положение иностранных граждан в России может определяться также на основании международных договоров. Они имеют права и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России, имеют право на отдых, получение образования, пользование достижениями культуры, охрану здоровья и социальное обеспечение на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

     Иностранным гражданам, находящимся в Российской Федерации, гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и другие личные права. Они могут в соответствии с законодательством заключать браки с гражданами России и другими лицами наравне с гражданами РФ, иметь жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и неимущественные права.

     Иностранным гражданам, находящимся в Российской Федерации гарантируется свобода передвижения и выбор места жительства за исключением территорий Российской Федерации с регламентным посещением для иностранных граждан. Перечень таких территорий конкретно по каждому субъекту Российской Федерации определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.07.1992 г. № 470 (в редакции постановлений Правительства РФ от 17.11.1994 г. № 1273, от 27.11.1995 г.  № 1171, от 27.12.1997 г. № 1641, от 02.02.2000 г. № 95, от 30.10.2001 г. № 755, от 29.04.2002 г. № 277, от 09.07.2002 г. № 513).(3) В случае необходимости посещения иностранными гражданами населенных пунктов, определенных в Перечне территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан, их въезд согласовывается принимающими организациями (органами государственного управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления, объединениями, корпорациями, концернами, ассоциациями, союзами, предприятиями, учреждениями и общественными организациями) с Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее органами в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге по месту нахождения принимающих организаций.

     Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее органы на местах принимают решение о допуске иностранных граждан для посещения этих территорий по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами или их территориальными органами. В случае возникновения разногласий между заинтересованными организациями решение о въезде иностранных граждан на территории с регламентированным посещением принимается Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации.

     Согласно соответствующим Законам Российской Федерации иностранные граждане в РФ не могут избирать и быть избранными в выборные органы, принимать участие в референдумах. Однако в соответствии со статьей 12 ФЗ  от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также обладают правом участия в местном референдуме в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Также иностранные граждане не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил России, то есть не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не могут поступить на военную службу в добровольном порядке. Кроме того они  не могут быть приняты на работу в Вооруженные силы РФ, другие войска и воинские формирования в качестве лиц гражданского персонала.     (4

)Иностранные граждане имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

     По своему правовому положению находящиеся в России иностранцы делятся на три категории - временно пребывающие в РФ, временно проживающие в России, постоянно проживающие в России.

     Постоянно проживающими в России иностранцы считаются после оформления разрешения и вынесения специального заключения органов внутренних дел, после чего им выдается специальный документ - «вид на жительство в России», в котором проставляется отметка о регистрации по месту их постоянного жительства.

     Временно проживающими в Российской Федерации считаются иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание сроком на три года. Разрешения на временное проживание выдаются в соответствии с утвержденной Правительством РФ квотой. Квота устанавливается по предложениям исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и возможностей субъекта по обустройству иностранных граждан.

     Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному  гражданину:

  • родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в пошлом в гражданстве СССР;
  • родившемуся на территории Российской Федерации;
  • признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;
  • имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоявшего в гражданстве Российской Федерации;
  • состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в России;
  • осуществившему инвестиции в РФ.

     Временно пребывающие в России иностранцы (туристы, рабочие по контрактам, студенты, гости по частным поездкам и т.п.) проживают по своим въездным визам (если въезд был визовым) и заграничным паспортам. После въезда на территорию России они обязаны проходить регистрацию по месту их временного пребывания.

     Въезд в Россию и пересечение ее государственной границы иностранцы осуществляют при наличии у них заграничного паспорта и визы, оформляемой консульскими учреждениями России за границей по специальному приглашению. Въехавшие в Россию иностранцы обязаны следовать в пункт, указанный в приглашении.

     Въезд иностранцев может осуществляться и без визы - только по заграничным паспортам, если это особо оговорено в межправительственных соглашениях (дипломаты - по дипломатическим паспортам, въезжающие по служебным делам - по служебным паспортам, туристы - по общегражданским загранпаспортам и спискам, составляемым туристическими организациями, которым дано право на такое оформление).

     Каждому въехавшему в Россию на законном основании иностранцу при пересечении государственной границы Российской Федерации в его заграничном паспорте и визе (при ее наличии) пограничниками на КПП проставляется штамп с датой въезда, номером, значком (самолет, поезд, автомобиль, теплоход и т.п.) и названием пограничного пункта пропуска.

     Регистрацию иностранцев в зависимости от их категории и в соответствии со своими правами осуществляют: МИД и его представительства в регионах, органы внутренних дел, гостиницы, предприятия и организации, которые принимают иностранцев. Штампы о регистрации проставляются в визах или заграничных паспортах иностранных граждан. При безвизовом въезде штамп регистрации может проставляться и на специальном вкладыше к заграничному паспорту.

     Освобождены от регистрации главы государств и правительств, члены правительственных и парламентских делегаций, ряд других категорий иностранцев, которые составляют особую категорию: члены дипломатического персонала, сотрудники консульств и посольств и другие, подпадающие под действие международных конвенций о дипломатических сношениях и обладающие на территории России привилегиями и иммунитетом от уголовной, гражданской и административной ответственности.

     Их пребывание в России регламентируется нормами международного права и международными договорами, а все возникающие вопросы в отношении этих лиц на территории России решаются только дипломатическим путем через МИД или его представительства в регионах. В подтверждение своего дипломатического статуса они имеют дипломатические, служебные и консульские карточки, удостоверения сотрудников международных организаций или другие документы, установленные законодательством России и международными договорами.

     В целях реализации политики в отношении иностранных граждан и в развитие федерального законодательства на уровне субъектов Российской Федерации принимаются нормативные акты.

     Так, Постановлением главы администрации Хабаровского края регламентируются вопросы о привлечении и использовании иностранной рабочей силы,(5) о создании координационного совета по развитию туризма в Хабаровском крае,(6) об утверждении правил пребывания иностранных граждан на территории края(7) и др.

     Таким образом, пребывание иностранных граждан и их правовое положение в России регулируется рядом документов, которые применяются как на федеральном уровне, так и в масштабе субъектов Российской Федерации.

Литература:

1. Парламентская газета. - 1994.  - 28 июня.

2. ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Ст. 15 // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.

3. САПП РФ. - 1992. - №  2. - Ст. 37; СЗ РФ.  - 1994. - № 31. - Ст. 3286;  1995. - № 49. - Ст. 4805;  1998. - № 1. - Ст. 142;  2000. - № 6.  - Ст. 775;  2001. - № 45. - Ст. 4267;  2002. - № 18. -Ст. 1764; 2002. -  № 28. - Ст. 2869.

4. ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Ст. 15 // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.

5. Постановлением главы администрации Хабаровского края «О привлечении и использовании иностранной рабочей силы» // Сборник нормативных актов Администрации Хабаровского края. - 1995. - № 1.

6. Постановлением главы администрации Хабаровского края «О создании координационного совета по развитию туризма в Хабаровском крае» // Сборник нормативных актов Администрации Хабаровского края. - 1998. - № 4.

7. Постановлением главы администрации Хабаровского края «Об утверждении правил пребывания иностранных граждан на территории края» // Сборник нормативных актов Администрации Хабаровского края. - 1999. - № 3.