680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Проект «Создание Хабаровского краевого центра развития гражданского общества (ХКЦРГО)»

12.08.2006

«Создание Хабаровского краевого центра развития гражданского общества (ХКЦРГО)»

1. Описание состояния общественного сектора Хабаровского края

     По состоянию на 01.10.2005 года  состав и структура зарегистрированных и действующих на территории Хабаровского края региональных и межрегиональных общественных объединений имеет следующий вид:

Направление государственной политики

Количество

% от общего числа

Рейтинг

1. Общегосударственные вопросы

10+1

3,6%

9

2. Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность

29+1

9,6%

5

3. Национальная экономика

21+10

9,9%

8

4. Охрана окружающей среды

31+4

11,2%

4

5. Образование наука  и молодежная политика

19

6,1%

7

6. Культура, кинематография и СМИ

42+2

14,1%

2

7. Здравоохранение и спорт, в т.ч.

  • Здравоохранение
  • Спорт

 
 

22+3

64+14


 
 

8,0%

25%


 
 

6

1

8. Социальная политика, в т.ч.:

  • Пенсионеры
  • Инвалиды
  • Семейная политика, положение женщин, защита детей

39

6+1

19

11+2

12,5%

2,2%

6,1%

4,2%

3

Итого

312

100%

 

     Выбор подобной классификации общественных объединений продиктован сферами деятельности власти, поскольку одной из главных направлений административной реформы и развития гражданского общества является привлечение гражданских организаций к общественному управлению, построение эффективной системы обратной связи между властью и обществом.

     Из данной статистики нетрудно видеть, что наибольшее число общественных объединений граждан представляют собой спортивные организации (25%). Представляется, что это является спецификой Хабаровского края. Вместе с тем, анализ состава участников различных мероприятий, связанных со становлением гражданского общества и некоммерческого сектора показывает, что эти организации практически полностью исключены из сферы внимания. Аналогичная ситуация складывается в Хабаровском крае и с объединениями, осуществляющими свою деятельность в сферах культуры и СМИ.

     Проведённые  исследования форм взаимодействия общественных объединений и органов власти  в Хабаровском крае позволяют сделать следующие выводы:

     1). В крае создана правовая база для взаимодействия власти и гражданского общества по следующим направлениям:

  • назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей,
  • обращения граждан в органы власти;
  • трёхсторонние комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений;
  • поддержка общественных объединений (некоммерческих организаций);
  • поддержка малого предпринимательства.

Однако, следует заметить, что необходимость развития взаимодействия по данным направлениям установлена федеральным законодательством.   

     В течение последних нескольких месяцев явно обозначилось ещё одно направление взаимодействия - реализация  национальных проектов (в основном по образованию). В соответствии с федеральными нормативными правовыми актами во всех  субъектах  федерации соответствующие советы должны быть созданы. В настоящее время такие советы созданы и в Хабаровском крае.  

     Также в соответствии с федеральным законодательством в крае сформированы правовые основы для проведения  публичных слушаний по проектам бюджетов и отчётов об их исполнении, однако они требуют существенной корректировки.  

     2). Наиболее распространёнными организационными формами взаимодействия власти и гражданского общества являются

  • Советы по предпринимательству при органах власти,
  • Молодёжные парламенты (палаты) при законодательных и представительных органах власти,  
  • Советы по взаимодействию с религиозными организациями,
  • Общественно-политические консультативные советы при главах муниципальных образований и при Губернаторе края.

     3) Несмотря на наличие правовой базы и многообразия форм взаимодействия власти и гражданского общества, уровень развития  гражданского общества в Хабаровском крае находится на крайне низком уровне. Доказательством тому  может служить тот факт, что только 19 из более чем 300 общественных объединений края выдвинуло своих представителей в состав Общественной палаты РФ.

2. Обоснование необходимости создания нового/развития существующего центра поддержки НКО на данной территории.

     Информация о состоянии гражданского общества Хабаровского края, предъявленная в  предыдущем  пункте показывает, что в крае есть достаточный потенциал  для развития некоммерческого сектора, однако отсутствует целенаправленная и эффективная деятельность по его развёртыванию. Действия по поддержке развития гражданского общества, которые предпринимаются органами власти края и муниципалитетов носят, как правили, разовый и ситуационный характер, а потому не могут дать желаемый результат. В крае отсутствуют ресурсные центры и инкубаторы НКО, слабо внедряются механизмы муниципального и государственного социальных грантов. Нет ассоциации НКО. Процветает субъективный подход к поддержке НКО. В частности, в краевом и городском бюджете, не имея на то никакого правого обеспечения,  выделяются финансовые средства на поддержку отдельных НКО.

     Для решения данных проблем требуется организация  целенаправленной  системной  деятельности по развитию некоммерческого сектора в крае.  

3. Стратегия и методы реализации проекта

Концептуальные основы деятельности Хабаровского краевого центра развития гражданского общества (ХКЦРГО)

Основные понятия

     Для целей настоящего проекта под гражданским обществом понимается совокупность некоммерческих (формальных и неформальных) объединений граждан (далее гражданские организации), сформированных для осуществления следующих функций:  

  • представление и защита интересов какой-либо социальной группы (представительская функция);
  • надзор за соблюдением законодательства и защита прав граждан (правозащитная функция);
  • оказание услуг гражданам (сервисная функция);
  • выявление и исследование актуальных проблем общественного развития и разработка вариантов их решений (научная функция).

Цель деятельности ХКЦРГО - развитие гражданского общества в Хабаровском крае, что, в свою очередь, предполагает:  

  • построение системы воспроизводства гражданских организаций в муниципальных образованиях Хабаровского края,
  • содействие развитию сообщества гражданских организаций Хабаровского края,
  • создание благоприятных внешних условий для развития гражданских организаций,
  • привлечение гражданских организаций к осуществлению административной реформы, реализации национальных проектов  и  к общественному управлению.

Целевые группы ХКЦРГО:

  • инициативные группы граждан и гражданские организации, описанные выше;
  • депутаты и специалисты органов местного самоуправления и краевых органов государственной власти.

Задачи ХКЦРГО и стратегия их решения

     Задача 1. Построение системы воспроизводства гражданских организаций в муниципальных образованиях Хабаровского края, в т.ч.:

1.1. Развитие системы гражданского образования, в т.ч.:

     1.1.1. разработка и реализации образовательных программ гражданского образования для различных социальных и возрастных групп, включающих в себя:

     1.1.1.1. процесс обучения (в классических и дистанционных формах),

     1.1.1.2. подготовка педагогов и организаторов,  

     1.1.1.3. разработка и публикация  учебных, дидактических и методических материалов,

     1.1.2. просветительские PR - акции ( в т.ч. в СМИ),

1.1.3.  стимулирование создания гражданских организаций.

1.2. Создание инфраструктуры поддержки гражданских организаций, в т.ч.:

     1.2.1. Подготовка специалистов из гражданских организаций для работы по развитию гражданского общества в муниципальных образованиях.

     1.2.2. Развитие сети  филиалов ХКЦРГО в муниципальных образованиях края.

     1.2.3. Создание сайта «Гражданское общество Хабаровского края».

1.2.4. Образовательная поддержка гражданских организаций - организация постоянно действующей Школы гражданских организаций (Школы НКО), в том числе: разработка и реализация образовательных программ  подготовки руководителей,  менеджеров,  бухгалтеров, …., с учётом различных функций гражданских организаций и отраслей (сфер), в которой они работают (образование, социальное обслуживание, ЖКХ, экономика,…).

1.2.5. Материальная и консалтинговая поддержка - организация инкубатора гражданских организаций при головном офисе в г.Хабаровске (инкубатора НКО)

     1.2.6. Правовая поддержка - разработка модельных правовых документов для гражданских организаций, а также органов власти.   

     Задача 2. Содействие развитию сообщества гражданских организаций Хабаровского края, в том числе:

2.1. Организация взаимодействия и постоянных связей между гражданскими организациями Хабаровского края.

2.2. Поведение ежегодного форума гражданских организаций края.

2.3. Содействие становлению ассоциаций гражданских организаций.

2.5. Организация совместных проектов гражданских организаций.  

2.6. Создание журнала «Гражданское общество Хабаровского края».

2.7.  Мониторинг состояния развития гражданского общества и подготовка ежегодного аналитического доклада.

     Задача 3. Создание благоприятных  внешних условий для развития гражданских организаций, в том числе:

3.1. Разработка  благоприятных  правовых условий для развития гражданского общества и продвижение их в законодательных и представительных органах власти.

3.2. Разработка и реализация образовательных программ для специалистов государственных и муниципальных органов, курирующих вопросы развития гражданского общества в регионах и муниципалитетах.

3.3. Разработка модельных программ развития гражданского общества для муниципалитетов и их продвижение.

3.4. Разработка проекта краевой программы развития гражданского общества и её продвижение.

3.5. Проведение PR-акции с целью продвижения в общество ценностей гражданского организаций и их роли в обществе, информирования общества, повышение имиджа  доверия к гражданским организациям.

     Задача 4. Привлечение гражданских организаций к осуществлению административной реформы (реформы государственного и муниципального управления), реализации национальных проектов  и к  общественному управлению, в том числе:

4.1. Привлечения гражданских организаций к осуществлению следующих основных направлений административной реформы в краевых и муниципальных органах исполнительной власти:  

  • внедрение в органах исполнительной власти принципов и механизмов управления по результатам;
  • разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;
  • оптимизация функций органов исполнительной власти и введение особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности органов исполнительной власти;
  • повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности и  открытости деятельности органов исполнительной власти;
  • модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
  • формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного и муниципального управления.

4.2. Привлечения гражданских организаций к осуществлению национальных проектов и к контролю за их реализацией, в том числе:

  • участие гражданских организаций в национальном проекте «Образование», в т.ч. в экспертной оценке документов инновационных школ и передовых учителей, претендующих на гранты и премии в рамках проекта.

4.3. Разработка, апробация и реализация моделей процесса принятия решений в государственных и муниципальных органах власти, предполагающих участие гражданских организаций на разных этапах управленческого цикла, в том числе:

  • в анализе ситуаций,
  • в генерировании альтернатив,
  • в выборе критериев для оценки альтернатив,
  • в экспертизе разработанных решений,
  • в контроле  за осуществлением принятых решений,
  • в оценке эффективности реализованных решений,
  • и т.д.

4.4. Привлечение гражданских организаций к осуществлению местного самоуправления в муниципальных образованиях, в т.ч.:

  • к участию в обязательных публичных слушаниях, установленных ст. 28 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

     Нетрудно видеть, что каждая задача имеет достаточно большой объём работы, свою целевую установку и своё содержание, которые практически не пересекаются с другими задачами.  В связи с этим, представляется целесообразным закреплять решение каждой задачи за отдельными менеджерами при общем руководстве директора ХКЦРГО.  При этом,  предполагается, что секретарь-референт, специалист по информационному обеспечению  и бухгалтер должен обеспечивать деятельность всех менеджеров программ.

     Услуги специалистов (юристов, аналитиков, разработчиков сайтов, социологов, экономистов,….), необходимые для решения поставленных задач,  будут приобретаться на основе трудовых соглашений.  

     Программа работы на  год

     В течение первого  года работы ХКЦРГО предполагается приступить к решению всех четырёх задач и выполнить следующие виды работ:

Мероприятия

Период

Количествен.

параметры

1.1. Развитие системы гражданского образования, в т.ч.:

     -разработка образовательных программ гражданского образования для школьников и студентов в рамках курса «Граждановедения» (совместно с Ассоциацией учителей граждановедения Хабаровского края).  Целями данной программы будут являться:

-формирование основных понятий и знаний о гражданском обществе;

-создание условий для освоения подрастающим поколением волонтерской деятельности, деятельности по продвижению общественных интересов, в том числе привлечение подрастающего поколения и молодежи к участию в местном  самоуправлении;

 -профориентация учащихся по поводу возможной будущей профессиональной деятельности в гражданских организациях.
 

- проведение просветительских PR - акций в СМИ по вопросам становления  гражданского общества в России.
 
 
 

1.2. Создание инфраструктуры поддержки гражданских организаций, в т.ч.:

     -проведение семинара для представителей гражданских организаций по вопросам  развития гражданского общества в муниципальных образованиях;

     -разработка концепции и создание сайта «Гражданское общество Хабаровского края»;

     -разработка концепции, образовательных программ и подбор кадров для организации постоянно действующей Школы гражданских организаций (Школы НКО).

     

1.3. Проведение аналитического исследования о состоянии развития гражданского общества в Хабаровском крае, подготовка соответствующего аналитического доклада и распространение полученных результатов среди гражданских организаций,  органов  власти,  СМИ, и размещение доклада на сайте «Гражданское общество Хабаровского края».

     

1.4. Проведение гражданского форума Хабаровского края с целью обсуждения и разработки программы конкретных действий по следующим вопросам:

     -состояние развития гражданского общества края,

     -внутренние проблемы гражданского общества и  возможные пути  их решения,  

     -внешние условия развития гражданского общества (в т.ч. правовые  условия),

     -участие гражданских организаций  в административной реформе, реализации национальных проектов, в осуществлении местного самоуправления (в т.ч. участие в обязательных публичных слушаниях по вопросам местного значения).

     .  

1.5. Разработка и апробация образовательной программы для специалистов государственных и муниципальных органов, курирующих вопросы развития гражданского общества в регионах и муниципалитетах, в т.ч. проведение первого семинара.
 
 

1.6. Оказание информационных, организационных, консалтинговых услуг, юридических и бухгалтерских услуг НКО по их запросам

В течение года
 
 
 


 
 
 


 
 
 


 

В течение года
 
 
 
 

1-3 месяцы от начала проекта
 
 
 


 
 
 

1-4 месяцы от начала проекта
 
 
 
 

10-11 месяцы от начала проекта
 
 
 


 
 
 

5-10

 месяцы от начала проекта
 
 

В течение года

Разработать и апробировать прогамму не менее чем в 10 школах города Хабаровска
 
 
 


 
 
 


 

Провести  не менее 10 акций в СМИ
 
 
 
 

Не менее чем 25 участников семинара
 
 
 


 
 
 


 
 
 


 
 
 

Привлечь не менее 50 организаций к участию в Форуме, а также структуры власти, отвечающие за данные вопросы.
 
 
 


 

   

     5. Оценка позитивных изменений в состоянии общественного сектора на территории действия проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе:

  • формирование благоприятных информационных условий и положительной мотивации населения  для развития некоммерческого сектора,
  • повышение уровня знаний специалистов, работающих в НКО,
  • разработка краевой целевой программы действий  по развитию гражданского общества,
  • рост численности НКО,
  • более широкое участие НКО в принятии властных решений на краевом и муниципальном уровнях,
  • создание ассоциации  НКО края.

     6. Развитие деятельности организации-заявителя в этом направлении после выполнения проекта и источники финансирования этой деятельности:

  • осмысление некоммерческим сектором и властью роли  ХКЦРГО для целей развития гражданского общества в крае позволит привлечь бюджетное финансирование для решения данной задачи в других муниципальных образованиях края, а также мобилизовать ресурсы НКО  для решения общих проблем.