680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

I школа-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке»

I ШКОЛА - СЕМИНАР «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ»

С 8 по 12 октября 2001года в пансионате «Пронькино» (пригород Биробиджана), прошла I школа-семинар «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке». Школа проводилась в рамках проекта «Разработка российского аналога NPM-новой модели управления обществом”. Проект осуществляется  некоммерческим партнерством «Дальневосточные правовые ресурсы» при поддержке Аппарата  полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе и финансовой помощи Фонда Евразия. Руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор Н.П.Поличка.

В работе школы приняли участие 70 человек, в том числе Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, территориальные органы Министерства по делам федерации, национальностей и миграционной политики РФ, представители органов местного самоуправления и некоммерческих организаций Амурской, Сахалинской, Камчатской областей, Приморского и Хабаровского краев и Еврейской автономной области, а также предприниматели, ученые и журналисты.

В ходе работы школы-семинара проанализированы существующие правовые основы и реальная практика местного самоуправления по пяти направлениям жизнедеятельности муниципальных образований  (предпринимательская деятельность, защита прав малочисленных народов, здравоохранение, образование и - занятость населения). Анализ осуществлялся по специальной методике, разработанной Е.Б.Веприковой (на основе концепции NPM). Реализация данной методики  во всех рабочих группах, а также содержательный анализ полномочий органов местного самоуправления позволили выявить следующие закономерности:

1. Максимальное количество властных полномочий сконцентрировано у федеральной власти, минимальное - у местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления фактически являются исполнителями «усредненной» в масштабах страны государственной политики, которая не отражает специфики конкретного муниципального образования.

3. Возможности муниципальных образований для проектирования и осуществления собственной политики,  направленной на удовлетворение специфических потребностей конкретного муниципального образования существенно ограничены.

4. Муниципальные образования не имеют правовых оснований  для участия в формировании государственной политики в исследуемых сферах.

5. Существующее разграничение предметов ведения и полномочий не способствует формированию положительной мотивации органов местного самоуправления к осуществлению государственной политики и в целом приводит к низкой эффективности власти.

Участники школы-семинара пришли к выводу, что обязательным условием внедрения NPM является наличие институтов  гражданского общества и бизнес-организаций, способных самостоятельно, либо в партнерстве с органами местного самоуправления и другими заинтересованными структурами, решать вопросы местного значения. При этом дискуссии  показали, что вопрос этот требует осуществления дополнительных исследований. В частности, необходимо:

  • обобщение опыта  и существующей практики гражданских инициатив и организации бизнеса в решении вопросов местного значения;
  • разработка рекомендаций по развитию институтов гражданского общества и бизнес-организаций в муниципальных образованиях.

Результаты дискуссий и работы тематических групп были обобщены и представлены для широкого обсуждения заинтересованными сторонами.