680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Социальное партнерство как главный ресурс разработки и реализации стратегического плана города

25.08.2006

Н.П.Поличка
Дальневосточный научный
центр местного самоуправления

Социальное партнерство как главный ресурс
разработки и реализации стратегического плана города

     В ходе разработки стратегического плана развития Хабаровска постоянно будируются вопросы: сколько он будет стоить, где взять такие деньги при нашем дефицитном бюджете? В них как в зеркале отражаются наши традиционные представления о бюджетных средствах как главном ресурсе, необходимом для социально-экономических преобразований такого уровня. Вместе с тем, проблема ресурсов для развития местных сообществ во многих странах мира рассматривается и решается сейчас по-новому.

     Во-первых, следует признать объективный факт мирового развития, что в XXI веке в любой демократической стране органы власти в одиночку не в состоянии управлять общественным развитием любой территории, будь то страна, край, город или село. В частности, они не могут правильно выявить проблемные вопросы, разработать оптимальные варианты их решения и реализовать их.

     Во-вторых, для управления общественным развитием сегодня необходима совместная деятельность власти, бизнеса, науки и общественности при мобилизации интеллектуальных, финансовых, организационных, информационных, правовых, одним словом всех ресурсов, имеющихся в сообществе. Речь идет о так называемом «общественном договоре» и социальном партнерстве, в котором власть, бизнес, наука и общественность являются равноправными партнерами. Особенно нужен такой общественный договор, когда речь идет об определении стратегии развития города на длительную перспективу и её последующей реализации.

     Как же можно договориться, если все мы такие разные? У власти свои интересы, у бизнеса - свои, у общественности - свои. Вопрос этот не простой, но очень важный. В этом и есть суть и главная задача стратегического планирования. Необходимо найти такие точки соприкосновения различных интересов, с которыми будут согласны все заинтересованные стороны. Таким образом, социальное партнерство - совместная деятельность власти и гражданского общества, предполагающая

  • согласование (консенсус) интересов,
  • кооперацию усилий и ресурсов для реализации взаимоприемлемых целей и удовлетворения потребностей всех участников партнерства.

     Приступая в 2003 году к разработке Стратегического плана Мэрия Хабаровска признала, что своими силами разработать такой документ она не может. Вместе с тем, она не приняла идею социального партнерства в качестве технологии разработки стратегического плана, а посчитала, что задачу эту может решить «высокая наука». Поэтому был объявлен конкурс для научных коллективов, в котором победил один из ведущих НИИ ДВО РАН. Силами небольшого коллектива научных сотрудников Институт пытался определить как нам жить и куда развиваться Хабаровску.

     Печальные результаты этой разработки всем известны. Фактически целый год и значительные бюджетные средства потеряны безвозвратно. Проверив на собственном опыте современные законы мирового развития, мэрия Хабаровска признала необходимость использования технологии социального партнерства в разработке стратегического плана. Осталось признать, что технологию социального партнерства необходимо использовать и в процессе реализации плана.

     Привлечь ресурсы других уровней власти, бизнеса, некоммерческих организаций и населения возможно только в том случае, если в стратегическом плане будут учтены интересы всех этих групп (см. рисунок ниже). Таким образом, вопрос о ресурсах для реализации плана напрямую связан с участием заинтересованных лиц и групп в процессе стратегического планирования. Это позволит выявить и согласовать интересы всех этих групп, а значит привлечь в будущем их ресурсы для реализации плана.

   

     Учитывая данную закономерность, представляется целесообразным ещё раз проанализировать состав органов, сформированных для осуществления стратегического планирования (тематические комиссии, программный комитет, общественный совет,…), на предмет возможности максимального учёта мнений и интересов ресурсодержащих субъектов. При этом под ресурсами понимаются не только финансовые средства, но также организационные, информационные, интеллектуальные и др. ресурсы.

     Это можно сделать с помощью следующей таблицы

ФИО участника стратегического планирования

Мнения и интересы какой социальной группы представляет данный участник

Какими видами и объемом ресурсов обладает данная социальная группа

Например,

Участник N - член ассоциации педагогов ……………

 (специальность)

Педагоги ………………

 (специальность)

 общеобразовательных школ и вузов

Организационные ресурсы по привлечению школьников и студентов к мероприятиям по реализации плана, возможность привлечения волонтерского труда ……тыс человек

     Представляется целесообразным провести подобный анализ принятых технологий и механизмов стратегического планирования. Это позволит заблаговременно, ещё на этапе проектирования, сформировать имеющиеся в городе для реализации плана ресурсы, а значит построить реалистичный план, в котором желания и возможности будут соотнесены между собой. В противном случае Стратегический план будет ещё одной городской Утопией, которой не суждено сбыться.