680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

Размышления о стратегии развитии города Хабаровска

20.05.2004

Веприкова Е.Б.
кандидат экономических наук,
директор ДВ центра социальных инноваций и
НП «Гражданские инициативы

Размышления о стратегии развитии города Хабаровска

     В обращении мэра города к жителям в связи с обсуждением проекта стратегического плана города Хабаровска (разработанного группой ученых института экономических исследований) были поставлены вопросы, которые являются действительно принципиально важными для будущего города. Они могут стать базой для широкой общественной дискуссии. Ответы на них должны искать, на мой взгляд, все жители города Хабаровска, кому не безразлично его будущее.

     Результатом этого обсуждения должен стать консенсус, который является основой для выработки стратегического плана города, понимаемого не как кабинетные изыскания группы ученых, а как общественный договор всего местного сообщества по целям развития города и способам их достижения.

     Это следующие вопросы:

1. Куда мы идем?

2. Какое общество мы строим?

3. В каком городе будем (хотим) жить?

      В этой статье я представлю свое личное видение ответа на первый из этих вопросов(1) и постараюсь аргументировать вою позицию для того, чтобы внести свой вклад в эту общественную дискуссию, и как я надеюсь, в разработку стратегического плана развития города.

_________________________

(1) Настоящая статья является началом работы над вопросом стратегии развития города. В последующих публикациях будут раскрыты ответы на остальные вопросы.
 

     Часть I. Куда мы идем?

     Можно по-разному понимать этот вопрос и, исходя из его понимания, дать различные ответы на него. Любое из возможных толкований является значимым для разработки стратегии развития, так как ориентирует на анализ ситуации в городе и на попытку осмыслить существующие тенденции развития Хабаровска.

     Первое толкование. Говоря о том: «Куда мы идем?» - можно констатировать проблемы, которые стоят перед городом и его жителями, и говорить о тенденциях дальнейшего развития города с учетом влияния этих негативных факторов. То есть, говорить о том, куда мы придем, если ничего не будем делать для решения этих проблем.

     Такой анализ крайне важен для стратегии развития города, так как он позволяет понять исходную ситуацию, проанализировать сильные и слабые стороны городской жизни и наши возможности повлиять на решение самых актуальных проблем. Ведь одной из самых продуктивных стратегий является преодоление своих слабостей (проблем), что усиливает позиции города в конкуренции за ресурсы и дает возможность для прорыва вперед, без чрезмерных рисков.

     Таким образом, ответ на этот вопрос в первом его толковании позволяет выявить ключевые проблемы, угрожающие развитию города.

     Второе толкование. Под вопросом «Куда мы идем?» можно понимать спектр возможных направлений развития города (целей) из которых нужно выбрать одну, как если бы Хабаровск как сказочный богатырь стоял на перепутье дорог у камня, где написаны альтернативы его выбора («направо пойдешь...», «налево пойдешь...»).

     Ответом на этот вопрос могли бы быть:

  • сравнение последствий возможных альтернатив (что мы можем получить, а что потерять)
  • и оценка способностей города показать наилучший результат в достижении альтернативных целей, сравнивая свои возможности с возможностями других городов, также выступающими соискателями на этой «беговой дорожке» (это и есть сравнительные или конкурентные преимущества города).

     Итак, второе токование предусматривает сравнение альтернативных возможностей развития и выбор оптимального, исходя из конкурентных преимуществ города.

     Третье толкование. Вопрос «Куда мы идем?» можно понимать и как попытку понять естественный ход процессов, которые уже идут, и помимо нашей осознанной воли уже формируют город.

     Сотни тысяч жителей города и тысячи организаций ежесекундно принимают решения, результатами которых становится новый облик города, формируются общественные отношения, создаются и решаются проблемы. Поэтому, ответ на этот вопрос (в таком его понимании) означает проведение анализа уже существующих и доминирующих тенденций и определение возможностей города направить энергию множества людей по одному наиболее желательному руслу.

     Это кстати одна из основных задач стратегического планирования, так как каждый человек видит только часть картины (как в мозаике) и стремится к своим локальным целям, но в этом стремлении он создает (или разрушает) благополучие города в целом. Поэтому общественный консенсус по поводу того, каким должен быть город, позволяет каждому активному субъекту города увидеть картину в целом и строить свои личные планы, сообразуясь с этим видением, что само по себе уже приближает цель. Поэтому цель стратегического планирования состоит в определении картины возможного будущего и выбор таких инструментов и механизмов, которые могут упорядочить активность горожан, чтобы она приближала картину этого желательного будущего.

     Поэтому третье толкование вопроса «Куда мы идем?» позволяет выделить существующие тенденции естественного развития городской жизни, отражающие реальные интересы и действия горожан их представления о своем будущем.

     Сравнение трех возможных толкований вопроса «Куда мы идем?» показывают, что первое и третье имеют отношение к текущей ситуации и ее развитии во времени, а второе толкование приближает к вопросу о сознательно поставленной цели развития, основанной на взвешенном выборе в сравнении с другими городами - конкурентами. Все три подхода должны учитываться в разработке стратегии, так как первое позволяет нейтрализовать риски, втрое оптимизировать деятельность соотнося цель и ресурсы города, а третье выбирать естественное, гармоничное развитие, основанное на развитии творческой энергии жителей города.

     Оптимальной можно признать такую стратегию, которая отвечает на вопрос «Куда мы идем?», учитывая все три подхода. То есть, цель развития города и программы деятельности по ее достижению позволяют успешно привлекать ресурсы для развития, решая ключевые проблемы жителей и территории, наиболее органично используя для этого ресурсы горожан, их энергию и интересы.

     Так куда же мы (город Хабаровск) идем?

     1. Ключевые проблемы, угрожающие развитию города.

     Вероятно, возможны разные версии главных проблем города (исходя из уровня информированности, системы ценностей и уровня оптимизма), но, на мой взгляд, серьезную угрозу для города представляют три проблемы:

1.1.уменьшение числа жителей города и ухудшение качественного состава населения по демографическим факторам;

1.2.ухудшение экологического состояния города из-за проблем Амура (загрязнение реки и изменение ее русла) и техногенного воздействия человека;

1.3.угрожающее состояние городской инфраструктуры.

     1.1.. Уменьшение числа жителей города и ухудшение качественного состава населения по демографическим факторам.

     Еще десять - пятнадцать лет назад Хабаровск имел устойчивую тенденцию к росту населения и подсчитывал количество лет, которое ему осталось до получения статуса «города-миллионника», когда число его жителей перевалит за отметку в 1000 000 жителей. Сегодня, эта идея полностью ушла из обсуждения, так как численность постоянного населения неуклонно сокращается, и мы уже считает время, до того дня, когда нас станет меньше 500 000! Каков следующий рубеж?

      Резкое изменение численности населения (как возрастание, так и уменьшение) всегда проблема для города. Но если увеличение кроме сегодняшних трудностей содержит элемент будущих надежд, то значительное сокращение населения - это катастрофическая проблема для города. Город - это, прежде всего, его жители, которые одни способны обеспечить его жизнь. Чем меньше число горожан, тем труднее содержать его инфраструктуру, тем менее он привлекателен как рынок, тем ниже его бюджет и ресурсные возможности для развития (город ведь не месторождение, его нельзя осваивать вахтовым методом).

     В чем причина такого положения с постоянным населением? Ряд причин являются объективными, на них практически невозможно повлиять. Например, сокращение рождаемости, которое характерно для большинства стран с преимущественно европеоидным населением. Для противодействия этой тенденции можно принимать меры, но вряд ли город Хабаровск, сможет на своей территории решить проблему, которая имеет столь масштабный характер.

     Другой причиной снижения количества населения является преждевременная смертность. И здесь возможности города становятся намного более широкими. Можно проанализировать статистику смертности и выяснить факторы (многие из которых имеют местную специфику), представляющие наибольшую угрозу для жизни горожан и разработать специальную программу противодействия им для повышения продолжительности жизни.

     И главное, миграция населения. Хабаровск в последние годы становиться транзитным городом не только для грузов, но и для населения. Все большая часть горожан уезжает из Хабаровска (кто в европейскую часть страны, кто за рубеж). Если бы эта «убыль», хотя бы частично не компенсировалась за счет притока «северян»(2), то Хабаровск уже сегодня испытывал бы серьезные трудности из-за малочисленности своего населения. Приток бывших жителей северных районов Дальнего Востока(3) (Северные районы Хабаровского края, Сахалин, Камчатка и пр.) в состав населения Хабаровска выполняет роль «втекающей трубы» в бассейне из задачки для 5 класса школы. Она не дает пока ему пересыхать, но диаметр «трубы вытекающей» намного больше и мы из средней школы знаем, чем это закончится, если не предпринимать мер. При этом не адекватно качество «замещаемого» населения. Конечно, необходимы дополнительные исследования, но даже по своему окружению можно отметить, что уезжают более молодые, более образованные и энергичные люди. Таким образом, кроме количественных проблем с населением в городе нужно не забывать о качественном составе, так как он определяет уровень доходов, существующие и потенциальные возможности города.

_________________________

(2) Северяне являются «желательными» мигрантами, хотя есть и другой источник прибыли населения «китайский фактор», который воспринимается как «нежелательная» миграция или даже угроза.(3) Этот приток по определению конечен, и скоро начнет иссякать по мере «скатывания» населения на юг.
 

     Можно ли что-то противопоставить неблагоприятной для города миграционной тенденции? Я думаю, что можно и нужно, если мы действительно обсуждаем стратегию развития.

     Хабаровск должен стать городом, в котором хочется жить, который как магнит притягивает к себе новых жителей и удерживает «свое» население. Город должен стать не просто местом проживания, он должен стать для горожан своим городом. Городом, где жители чувствуют себя не жильцами гостиницы (пусть и благоустроенной, с хорошим обслуживанием, но обезличенной - чужой, временно занятой территорией), а хозяевами пусть и не самого фешенебельного, но родного дома, где все дорого и где все время хочется что-то улучшить. Для того, чтобы уехать из такого города нужно будет преодолеть множество внутренних препятствий, а, уехав, будешь тосковать и захочется вернуться назад. К этому вопросу я вернусь в последующих публикациях, когда речь пойдет других вопросах («В каком городе мы будем жить?» и «Какое общество мы строим?»).

     1.2. Ухудшение экологического состояния города из-за проблем Амура (загрязнение реки и изменение ее русла) и техногенного воздействия человека.

     Критическим является состояние экологии города, что серьезно сказывается на оседлости жителей, на его возможностях по привлечению в город нового населения и ограничивает его шансы на успех в достижения ряда возможных целей (центр туризма, например). Состояние экологии города является одним из основных факторов преждевременной смертности горожан и источником различных заболеваний.

     Есть множество причин ухудшения экологического состояния Хабаровска, ряд из них носит объективный характер (например, изменение русла Амура или увеличение количества персональных автомобилей), а некоторые являются следствиями непродуманных по последствиям решений городских властей. Ярким примером такого «политического экологического бедствия» является массовая вырубка деревьев в городе. Есть много причин, которые обосновывают подобные действия (аллергия на тополиный пух, помехи движению транспорта, закрытие вида на отретушированные фасады центральной части города и пр.), но все они не могут компенсировать вред, наносимый здоровью и самочувствию жителей города.

     В Хабаровск - город ветров, которые приносят и поднимают с городских улиц пыль. Взрослые деревья создавали ветрозащиту и абсорбировали пыль из воздуха. Одномоментная массовая вырубка деревьев и замена их пока еще хилыми саженцами, привели к тому, что итак неблагополучный по воздуху город (много вредных выбросов) задыхается и глотает пыль. В летнюю жару ситуация еще более усугубляется практически полным исчезновением тени. Находясь в центре города в июле можно отчетливо представить себе состояние рыбы на раскаленной сковороде.

     Но главной проблемой города в сфере экологической безопасности его жителей, действительно представляющей угрозу для его будущего является проблема воды! Несмотря на то (или благодаря этому), что Хабаровск стоит на берегу одной из величайших рек мира в нем крайне плохо решена проблема водообеспечения. Загрязнение Амура, изменение его русла, увеличение техногенного использование его притоков все это отражается на решении в Хабаровске проблемы водоснабжения населения. Эта проблема имеет несколько аспектов: международный, природный, технологический, финансовый и т.п.

     Развитие этой темы - это отдельный предмет для обсуждения и я надеюсь, что она займет свое место в анализе наиболее актуальных городских проблем и будет компетентно представлена специалистами-экологами.

1.3. Угрожающее состояние городской инфраструктуры.

     Состояние городской инфраструктуры (сетей водоснабжения. канализации, отопления, электро и газо-обеспечения, городских дорог, освещения) является серьезным риском для реализации любых амбициозных планов развития города. Изношенность сетей и коммуникаций, недостатки их проектного решения (например, неразделенность горячего водоснабжения и отопления, внутридомовая газо-разводка и др.), отсутствие серьезных инвестиций в эту сферу может привести как к чрезвычайным ситуациям в городе (крупные аварии, эпидемии, сбои в функционировании систем жизнеобеспечения), так и стать непреодолимым ограничителем для строительства новых объектов жилого и другого назначения.

     Игнорирование этой проблемы невозможно, какую бы цель своего развития не избрало городское сообщество. Даже отсутствие какой-либо активности не приведет к снижению риска чрезвычайных ситуаций, так как процесс деградации городских сетей продолжается. Некоторые подвижки начались только в сфере дорожного строительства (новые развязки, объездные дороги), но это только часть проблемы, которая настоятельно требует своего решения, в том числе и в процессе стратегического планирования.

     Даже краткий обзор вышеназванных критических проблем города Хабаровска ставит городское сообщество, и, прежде всего, местные органы власти перед фактом необходимости принятия адекватных мер по решению этих проблем. В противном случае на вопрос «Куда мы идем?» ответ будет: «К демографическим, экологическим и техногенным катастрофам!», что вряд ли является желаемым будущим для города Хабаровска.

     2. Сравнение альтернативных возможностей развития города

     Город Хабаровск может рассматривать различные возможные направления для своего развития, в том числе и те, что, обозначены в проекте стратегического плана:

  • политическая столица Дальнего Востока;
  • транспортно-транзитный центр региона;
  • международный финансово-экономический центр;
  • северо-азиатский культурно-образовательный центр.

     Разработчиками проекта стратегического плана назывались также в различных частях текста:

  • центр промышленности;туристический центр.

     Возможны другие представления об образе города, но для того, чтобы сравнивать и выбирать - необходимо определиться с критериями для сравнения. Без определения критериев для сравнения говорить о выборе целей (направлений) развития бессмысленно, как бессмысленно предпочитать холодное круглому или синие хрустящему.

     Какими же критериями можно руководствоваться при выборе приоритетов?

     На, мой взгляд, возможными критериями могли бы быть:

     1 критерий - возможность достичь запланированных целей, принимая решение на уровне города. Другими словами, достаточно ли усилий только городского сообщества Хабаровска для достижения данной стратегической цели или она требует усилий других субъектов.

     Например, все выше названные идеи разработчиков проекта стратегического плана являются уязвимыми по этому критерию. Идея «политической столицы» Дальнего Востока базируется только на решении Президента РФ об организационной структуре своей администрации, в частности на выделении ДВФО с центром в Хабаровске. Это решение может быть изменено, и что тогда произойдет со «столицей Дальнего Востока»? Возможно понятие «политической столицы» имеет другое значение - внутренне решение дальневосточных регионов о необходимости координации своей деятельности и выборе своей неофициальной столицей города Хабаровска? Но даже в этом случае, решение должно исходить, прежде всего, от Дальневосточных регионов, а не от городских властей Хабаровска. Так что возможности реализации столичных амбиций в большей степени зависят от решения внешних для города субъектов, чем от внутреннего решения города. В любом случае, «столичный статус» города является скорее условием и ресурсом города, а не его целью. Такая же картина складывается по всем остальным направлениям, доля участия города в решении вопроса о его превращении в транспортно-транзитный центр, международный финансово-экономический центр и культурно-образовательный центр незначительна, а, следовательно, вероятность достижения любой из поставленных целей сомнительна.

     2 критерий - является ли результатом достижения стратегической цели повышение качества жизни населения города. Город - это не просто территория и население, город - это еще и определенный уровень в системе публичной власти. Местная власть - это уровень местного самоуправления, ограниченный в своих возможностях по принятию властных решений той компетенцией, которая определена 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как решение вопросов местного значения. Решение вопросов местного значения - это удовлетворение основных потребностей населения конкретной территории (обеспечение коммунальными услугами, создание условий для получения услуг образования, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания для организации досуга и занятий физической культурой и т.д.). Следовательно, выбор стратегической цели для города должен находится в русле основных интересов населения города, позволяя улучшать качество жизни в городе.

     3 критерий - острота конкуренции по этому направлению. То есть, с каким количеством претендентов на аналогичный статус придется бороться Хабаровску, и каковы конкурентные преимущества города в это «борьбе»? Совершенно очевидно, что не может быть в каждом городе своего «северо-азиатского культурно-образовательного центра» или «международного финансово-экономического центра» и, что немало других городов кроме Хабаровска могут и хотят претендовать на выполнение данной роли. В России это может быть Владивосток, но еще более вероятна конкуренция со стороны Китая и Южной Кореи.

     4 критерий - рентабельность, то есть насколько достижение данной цели может быть выгодным городу и его жителям. Что принесет успешность на этом пути? Насколько город сможет решить стоящие перед ним проблемы и не станет ли это развитие источником новых проблем?

     5 критерий - органичность цели по отношению к прошлому и настоящему города, к его традициям и менталитету жителей. Если предполагаемое развитие города потребует разрыва «связи времен», то проведение такого решения потребует очень многих усилий и должно быть оправдано несомненно высокими результатами. Хабаровск всегда был пограничным городом, форпостом России (и Европы) в Азии. Отсюда традиционно настороженное отношение к нашим южным соседям, которые воспринимаются не столько как соседи и партнеры, сколько как потенциальные противники, от которых мы бережем рубежи нашей Родины. Такой «сторожевой» менталитет трудно вписывается в концепцию «международного финансово-экономического центра», предполагающего открытость и настрой на сотрудничество со всеми, высокий уровень прагматизма и толерантности.

     Вышеназванные критерии наверняка не единственно возможные для сравнения возможных альтернатив, но даже эти критерии позволяют оценить различные возможности и ограничить выбор несколькими направлениями для последующего широкого обсуждения в местном сообществе. Еще раз подчеркну, что решение вопроса о цели стратегического развития требует широкого участия всех активных групп местного сообщества: органов местного самоуправления, общественности, бизнеса, науки, средств массовой информации, так как выбор направления развития - это общественный договор, реализация которого возможна только на принципах социального партнерства и солидарной ответственности.

     Если рассматривать возможные направления развития в рамках выделенных критериев, то мои предпочтения на стороне идеи центра деловых, общественных и научных коммуникаций (конвеншн-центра). Город в этом случае становится организатором и площадкой для проведения различных форумов: ярмарок, выставок, симпозиумов, конференций, семинаров, тренингов и т.д. Конечно, Хабаровск должен нарастить соответствующую инфраструктуру (гостиницы, учебные и информационные центры, специализирующиеся на организации форумов), и производство необходимых услуг (организованное питание, транспорт, культурная программа, сервисные услуги), которая сможет создать значительное число новых рабочих мест для жителей города и обеспечит приток инвестиций.

     Каковы конкурентные преимущества Хабаровска для позиционирования в качестве такого центра?

1. Хабаровск является самым крупным транспортным узлом на Российском Дальнем Востоке - это означает, что доступность города для участников мероприятий из различных регионов Дальнего Востока самая высокая именно в Хабаровске (Владивосток, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский и др. города явно проигрывают в этом Хабаровску), развиваются и международные транспортные схемы.

2. Статус центра Дальневосточного Федерального округа («столица») ориентирует организаторов различных форумов, рассчитанных на Дальневосточный регион России на проведение мероприятий именно в Хабаровске.

3. Хабаровск находится в центре пересечения различных культур: европейской и азиатской (дальневосточной), что делает его приемлемым как для представителей европейских (северо-атлантических государств, включая США), так и стран АТР.

4. В городе за всю его историю никогда не наблюдалось конфликтов на почве нетерпимости по расовому, конфессиональному или национальному признаку. Малочисленность населения на огромной территории, суровые условия проживания, многонациональный состав населения и удаленность от центров конфликтов делала его терпимым к различным культурным и национальным особенностям. Это особенность «менталитета» населения позволяет надеяться на благоприятный психологический климат, который является важной составляющей для развития в направлении конвеншн-центра (например, по показателю бытовой толерантности Хабаровск имеет сравнительные преимущества перед городами Китая, Кореи, Японии).

5. Хабаровск как часть Российского Дальнего Востока не вовлечена в конфликты региона АТР, поэтому является «нейтральной территорией» где могут встречаться представители любых государств, в том числе сторон участников конфликтов (например, Китай - Тайвань, Южная и Северная Корея).

6. Экономическая слабость России на Дальнем Востоке не вызывает опасений в конкуренции с ее стороны и делает ее наиболее приемлемой площадкой для встреч с деловыми партнерами (без боязни усиления своих конкурентов) при условии обеспечения достойного качества сервисных услуг.

7. В Хабаровске находится достаточное количество научных, образовательных, общественных организаций и представлены все уровни публичной власти (федеральная, субъектная, местная, которые могут быть организаторами и «принимающей стороной» в проведении как региональных так и международных форумов.

8. Интеллектуальный и образовательный потенциал горожан достаточен для решения задач, необходимых для позиционирования и развития города как конвеншн-центра.

9. Структура населения также благоприятна (40% населения люди до 30 лет).

     В чем привлекательность такого развития для города Хабаровска и его жителей?

     Деловой «туризм» лишь немногим уступает «чистому туризму» по количеству оставляемых гостями города денег в месте их пребывания. А это означает возможность развития целых отраслей городской экономики, специализирующихся на обслуживании участников различных мероприятий (гостиницы, транспорт, учреждения досуга и культуры, торговля, спортивные залы и пр.). При этом, Хабаровск не может получить другой доступ к одной из наиболее рентабельных отраслей современной экономики - туризму. Хабаровск не может стать центром туризма (в классическом его понимании), так как в нем нет чего-то исключительного, что может стать центром притяжения для туристов. Хабаровск не являлся ареной исторических событий, имеющих мировое значение, не обладает исключительными архитектурными и природными памятниками (как, например, египетские пирамиды или озеро Байкал, Ниагарский водопад и пр.). А вот деловой «туризм», где главным является участие в каком-либо форуме, а местные достопримечательности являются приятным дополнением к программе, может обеспечить Хабаровску успех в привлечении доходов от туризма.

     Другое преимущество для хабаровчан в подобном развитии города заключается в том, что оно требует соответствия стандартам качества по экологическому состоянию города, уровню его благоустройства и коммунального благополучия. Поэтому, в отличие от идеи промышленного центра, результатом реализации такой стратегии будет повышение уровня комфортности проживания для жителей города, обязательность решения сегодняшних городских проблем (описанных выше).

     И еще один аргумент в пользу этой идеи: уровень культуры поведения участников различных форумов, как правило, намного выше чем «чистых» туристов, которые иногда напоминают не гостей, а завоевателей.

     Резюмируя преимущества такого развития, можно говорить об адекватности этой цели уровню городской стратегии, о ее привлекательности с точки зрения привлечении дополнительных ресурсов в город (рост уровня доходов населения и бюджетной обеспеченности), результативности по повышению качества жизни и непротиворечивости движения к поставленной цели и решения ключевых городских проблем. Поэтому, на вопрос «Куда мы идем?», я бы предпочла ответ: «К превращению Хабаровска в центр деловых, научных и общественных коммуникаций дальневосточного региона».

     Конечно, Хабаровск обладает значительными конкурентными преимуществами в достижении этой цели, и может вполне успешно бороться за лидерство в качестве места организации и проведения различных форумов, но это только потенция, которая требует серьезных усилий всего городского сообщества. Необходимо продумать ответ на вопрос: «Как стать таким центром?», что, как и когда необходимо сделать для успеха в достижении поставленной цели, но это уже задачи стратегического тактического планирования.

     В рамках одной статьи невозможно сделать сравнения (даже по выделенным критериям) всех обсуждающихся вариантов развития города, да это и не было целью данной статьи. Мне казалось важным показать подходы к решению проблемы выбора направления развития и внести свою лепту в процесс обсуждения, а детальная проработка всех возможных альтернатив задача более обширная, требующая времени, сбора информации и тщательного, добросовестного исследования.

3. Существующие тенденции естественного развития городской жизни

Ответ на вопрос «Куда мы идем?» с позиции тенденций его естественного развития имеет несколько ответов, так как налицо несколько различных тенденций:

1. Присутствует тенденция формирования конвеншн-центра;

2. Хабаровск все больше становится центром оптово-розничной торговли;

3. Есть тенденция формирования города чиновников (стремительный рост различных управленческих учреждений, различного уровня подчиненности);

4. Возможно становление образовательного центра российского Дальнего Востока;

5. высокий уровень криминализации городской жизни и экономики могут привести к превращению города в центр наркоторговли и наркотранзита, контрабанды, проституции и пр.

     Выявление всех тенденций стихийного развития города и оценки уровня вероятности этих тенденций требует дополнительного изучения. Нужно отдавать себе отчет, что не все они являются благоприятными, как видно даже из представленного перечня. Поэтому изучение этих тенденций и факторов их формирующих необходимо для выработки оптимальной стратегии воздействия на стихийные процессы развития города, чтобы преимущество получали благоприятные тенденции, а негативные сдерживались. Это необходимо для того, что бы ответ на вопрос: «Куда мы идем?» внушал оптимизм и надежду. Хабаровск заслуживает лучшего будущего и в наших силах сделать его реальным.

Продолжение следует.