680000, г. Хабаровск,
ул. Запарина, д. 30, оф. 120,
тел/факс (4212) 21-44-98

npolichka@mail.ru, dvncms@gmail.com

О стратегическом плане развития города Хабаровска на период 2004-2010 г.г.

20.05.2004

А.А.Жириков

О стратегическом плане развития города Хабаровска на период 2004-2010 г.г.

     Когда на сайте администрации города Хабаровска был впервые размещен текст Стратегического плана развития города Хабаровска, а затем в газете «Хабаровские вести» было опубликовано обращение мэра к хабаровчанам, многие были приятно удивлены и воодушевлены. Возникло желание ознакомиться со Стратегическим планом, так как большинство граждан, действительно, жизненно волнуют вопросы о том, куда мы идем, какое общество строим, в каком городе будем жить, как будем жить и будем ли жить вообще. Затем были встречи с разными людьми, не стоящими в оппозиции к муниципальной власти, но не безразличными к своей судьбе и судьбе своих детей.

     Встал вопрос, как оценивать разработанный план?

     Первый вариант. Если план является результатом очередной кампании, которая проводится по всей России, то есть он является данью новой политической моде, или если план сделан в расчете на перевыборы мэра, то тогда план нет смысла и обсуждать, тем более ставить вопрос о разработке другого плана, основанного на иной концепции развития города Хабаровска. Такая версия может иметь место, так как в разработке плана участвовали научные сотрудники только одного института, хотя и весьма уважаемого, а консультантами выступали исключительно чиновники мэрии. Представители иных научных, исследовательских, банковских, предпринимательских, общественных и других структур к разработке плана почему-то приглашены не были. Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что администрация города по какой-то причине не открыла на своем сайте интернет-форум, на котором бы все желающие смогли высказать свои критические замечания и предложения, а также ознакомиться с позициями других. Это бы, в свою очередь, дало толчок для определения «мозгового» потенциала города Хабаровска, в чем, по идее, должен был первым заинтересован сам мэр. Кроме того, вовлечение широких слоев населения в обсуждение действительно важного вопроса, каковым является Стратегический план развития города, существенно способствовало бы формированию гражданского демократического Общества, без которого вообще невозможно никакое развитие. Но этого не произошло, из чего следует предположение о том, что ни заказчик плана (мэрия), ни разработчик (институт) не заинтересованы в широком и открытом обсуждении плана, как не заинтересованы и в формировании демократического гражданского общества, во что верить не хочется. Пока мы склоняемся к тому, что получилась какая-то недоработка и ожидаем ее исправления, однако при этом твердо считаем, что призыв мэрии ко всем направить свои отзывы и предложения по Стратегическому плану в городскую администрацию не есть обсуждение проекта, а тем более не может оцениваться в качестве «своеобразного договора общественного согласия по выбору приоритетных направлений развития города».

     Назначенное на 23 апреля с.г. обсуждение проекта плана также не может иметь значение «договора общественного согласия», так как, во-первых, нет согласия в связи с допущенными при разработке плана Стратегическими ошибками, а, во-вторых, не созданы условия для его обстоятельного обсуждения. Хабаровчанам предлагается сыграть «в темную», не открыв достоверную информацию о положении в городе и о конкурентоспособности города.

     Второй вариант. Если же Стратегический план разработан для того, чтобы, действительно, кардинально изменить жизнь людей, проживающих в городе Хабаровске, то следует признать, что он не совсем удался, что он явно уступает, к примеру, аналогичным планам развития городов Новосибирск и Казань, где заложена иная стратегия, построенная на ином уровне мышления.

     В представленном виде его нельзя принимать по следующим основаниям:

     1. Прежде чем разрабатывать Стратегический план (СП) развития города необходимо было сначала провести Стратегический маркетинг, в чем видится один из главных недостатков. Без детальной, всесторонней, системной и достоверной оценки среды, в которой будет реализовываться план, нельзя рассчитывать на успех.

     Анализ должен был показать, в частности, срез Общества на период разработки Стратегического плана:

     - сколько нас всего, сколько мужчин и женщин, сколько работоспособных, сколько работающих из них, сколько детей, инвалидов, нетрудоспособных пенсионеров, студентов, учащихся; сколько лиц, подверженных алкоголизму, наркомании, отбывающих уголовное наказание, а также судимых; сколько мужчин и женщин могут иметь детей, а сколько уже никогда не смогут; сколько фактически имеется детей и т.д.

  • сколько хабаровчан гибнет в дорожно-транспортных и иных происшествиях, от насилия, бытовых и производственных травм, от суицида и пр.
  • сколько людей ежегодно покидает г. Хабаровск и каких, а сколько приезжает и каких?

     В представленном на обсуждении СП приведены сведения только о численности постоянного населения, причем на 2001 г. (раздел 1.2.), но сейчас уже 2004 г. и известны результаты Всероссийской переписи населения. Но это количественные показатели, без которых, однако, невозможно сделать прогноз хотя бы 2010 год.

     Далее следовало дать качественную оценку состоянию здоровья населения, а ведь цифры просто ужасающие. Здесь также важны достоверные сведения. Не дать им оценку было просто нельзя, так как они характеризуют людской, трудовой, научный, интеллектуальный, производственный потенциал города.

     Именно здесь главная проблема и главная угроза для города, края, региона, России. Иначе теряется смысл разработки Стратегического плана, так как, во-первых, его некому будет реализовывать, а, во-вторых, некому будет пожать результаты, если они вдруг получатся.

     Осень 1998 г. телекомпанией «ТВА», совместно с группой именитых экспертов, газетой «Экономика и жизнь», журналом «Эксперт», выпущен фильм «Дальний Восток на рубеже веков», в котором был сделан вывод о том, что если ничего не изменится, то всего через 40 лет на Дальнем Востоке практически не останется россиян.

     К глубокому сожалению, многие посчитали это предупреждение какой-то журналистской «зарисовкой», однако 8 июля 2000 г. Президент России Путин В.В. в своем выступлении при представлении Послания Федеральному собранию РФ впервые официально на уровне главы государства указал на демографическую ситуацию, как одну из самых важных для государства. Напомню слова Президента: «Мы привыкли смотреть на Россию, как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия - это прежде всего люди, которые считают её своим домом. Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти. Любой! Однако сегодня в нашем доме далеко от комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить! Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам…, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация - одна из тревожных». Эта проблема, как вызов всем нам, не нашла должного отражения в СП.

     При разработке Стратегического плана крайне важно было оценить состояние экологии, как среды обитания человека и как одной из главных угроз (вызовов) для жизни и здоровья людей и человечества, что также не сделано.

  • каково состояние воздуха, которым хабаровчане дышат ежедневно и каковы последствия лесных пожаров 1998, 1999, 2001, 2002 годов; как они отразились на жизни, ее продолжительности и состоянии здоровья тех, кто их перенес? А ведь они просто страшные! (см. приложение № 2). Такую оценку следовало бы провести по каждому району и даже микрорайону. Для города Хабаровска серьезную опасность представляют радоновые излучения, определены даже места, где нельзя строить дома, но это мало кого интересует. Представляется, что в городе явно недооценивается роль и значение зеленых посадок в городе, а между тем они должны были очищать воздух от весьма опасных для живых организмов «результатов» автотранспорта, увеличившегося в последние годы в несколько раз.
  • каково состояние Амура, какую воду пьют хабаровчане и какие последствия для жизни, ее продолжительности и состояния здоровья повлекла вода? Следовало бы оценить и влияние на экологию того обстоятельства, что из 128 очистных сооружений в нормальном режиме работают и очищают всего 6 (2,2%), что весь снег возле автомобильных дорог, накопившийся за зиму, тая, несется напрямую в реку Амур либо под почву. Вместе с тем имеются зарубежные и российские исследования, которые доказывают, что наши соотечественники как минимум 10 лет не доживают из-за плохой воды.
  • каково состояние почвы?
  • каково состояние пищи, которую употребляют жители города Хабаровска?
  • нужно ли опасаться хабаровчанам землетрясений, подобных Спитаку или Нефтегорску? А ведь такая опасность есть, на что тщетно пытаются обратить внимание специалисты института тектоники и геофизики Дальневосточного отделения Российской Академии наук. Не реагируя на такие вызовы, никто не выделит средства для создания системы мониторинга и предупреждения землетрясений. Как уже повелось, мы начнем пенять на себя потом, когда все случится. Или все же лучше отметить эту проблему в Стратегическом плане и решить ее?
  • имеются ли у нас предпосылки для отравлений, эпидемий и всего того, от чего могут погибнуть люди в массовом порядке? Имеются.

     Необходимо было определить количество бедных людей и количество сверхбогатых в нашем городе. Важны сами критерии оценки «бедности» и «бедного человека», так как разночтение не позволит затем в 2010 г. определить, сокращен или, наоборот, увеличен уровень бедности и за счет чего. Одно дело, если такое сокращение последует за счет вымирания бедных и незащищенных государством, что, конечно же, было бы ужасным, либо сокращение произойдет за счет радикальных действий городской власти. Борьба с бедностью должна быть указана в плане как стратегическая задача.

     Далее следовало бы оценить и качество жизни людей, чего также не сделано. Между тем, уже имеется как мировой, так и российский опыт проведения таких исследований.

     Разработчики плана должны были также провести многоуровневый сравнительный анализ по критериям конкурентоспособности самого города.

     Как известно, всё познается в сравнении. Районы города Хабаровска, сам город Хабаровск, города Хабаровского края, города Дальнего Востока, государства постоянно конкурируют между собой за привлечение населения, ученых и высококвалифицированных специалистов, за привлечение инвестиций (отечественных и иностранных), предприятий и предпринимателей, банков, страховых компаний, инновационных центров, туристов. Города (государства) активно борются между собой за то, где будут проводиться чемпионаты Мира, Олимпийские игры или соревнования иного уровня, международные ярмарки и выставки, а также конференции, саммиты, форумы, фестивали, всевозможные конкурсы (киноискусство, эстрада, мода и пр.). Для любого города важны наличие на его территории научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, транспортных узлов, узлов связи, федеральных судов, внедренческих центров, информационно-аналитических и консультационных центров и прочего, что создает преимущества перед другими городами, района, странами. Непрекращающаяся конкуренция происходит на информационном рынке, на рынке технологий, финансовом рынке, инвестиционном рынке, фондовом рынке, на рынке вооружений и военной техники, на других рынках, а также на потребительских рынках товаров и услуг. Маркетинговые исследований, если бы они были проведены и проведены правильно, могли бы дать ответы на следующие основные вопросы:

  • какая продукция города Хабаровска (как эпицентра зарождения конкурентоспособности) успешно конкурирует с аналогичной продукцией, выпускаемой в других города Хабаровского края, Дальнего Востока, макрорегиона (Дальний Восток, Забайкалье и Сибирь), России, стран АТР? Каковы объем рынка сбыта, сколько времени будет сохраняться преимущества, то есть конкурентоспособность и т.д.
  • какие технологии, разработанные в городе Хабаровске, являются конкурентоспособными, уникальными в своем роде?
  • какие предприятия города Хабаровска выпускают наукоемкую продукцию (экспортно-ориентированную и импортозамещающую)
  • какая продукция и технологии завозятся в город извне.

     Такие вопросы поставлены с позиции бытового восприятия, однако разработчикам Стратегического плана можно было бы применить Концепцию определения конкурентоспособности, разработанную Союзом промышленников и предпринимателей.

     Поэтому представляется целесообразным сравнивать город Хабаровск, не только с другими городами и населенными пунктами Хабаровского края, но и с другими городами субъектов Дальневосточного федерального округа, в частности с Владивостоком, Южно-Сахалинском, Якутском и др.

      Было бы познавательным и сравнение города Хабаровска, как центра («столицы») федерального округа, со «столицами» других федеральных округов, с Новосибирском (прежде всего), Екатеринбургом, Нижним Новгородом, Ростовым, Санкт-Петербургом, Москвой. А если город Хабаровск претендует еще и на международный уровень, как указано в Стратегическом плане, было бы неплохо сопоставить себя хотя бы с городами-побратимами: Харбином (Китай), Ниигатой (Япония), Портлендом (США), Пучёном (Республика Корея), Викторией (Канада). Все это позволило бы определить место города Хабаровска в своем крае, в Дальневосточном федеральном округе, в России и в странах АТР по критериям конкурентоспособности. Из Стратегического плана может показаться, что город Хабаровск живет сам по себе и существует вне других краевых, региональных, мировых образований, что, конечно же, не так. Нам нужно требовательно и объективно взглянуть на себя сверху, как бы «чужими глазами».

      Например, в 2003 г. Мировым Экономическим Форумом проведены такого рода исследования и издан документ под названием: «Рейтинги 80 стран по фактической конкурентоспособности за 1999-2002 годы». Исходя из него, России находится на 64 месте! При этом, в 1999 г. Россия занимала 59 место, в 2000 г. - 55, в 2001 - 63, в 2002 - 64 место, то есть просматривается тенденция к ухудшению. Оценка проводилась по 188 критериям, учитывающим агрегированные показатели эффективности функционирования страны, макроэкономическую среду, технические новшества и их диффузию, информационные и коммуникационные технологии, общую инфраструктуру страны, государственные учреждения - законы и деятельность, государственные учреждения- коррупцию, местную конкуренцию, развитие рыночных объектов, стратегию и тактику компании, охрану окружающей среды, международные организации (банки).

     В рейтинге из 80 мест (стран) Российской Федерации определены следующие места (выборочно):

  • уровень развития маркетинга - 75 место
  • инвестиции в подготовку и переподготовку кадров - 71
  • интенсивность (сила) местной конкуренции - 66
  • эффективность антимонопольной политики - 65
  • осведомленность покупателей о качестве товаров - 52
  • технологическое совершенство - 64
  • инновационная активность компаний - 76
  • технологическое обновление - 56
  • иностранные инвестиции в виде новых технологий - 75
  • приоритет в лицензировании иностранных технологий - 75
  • расходы компаний на НИОКР - 41
  • налоговые льготы для инновационных компаний - 46
  • действенность федеральных нормативных актов - 68
  • охрана прав на финансовые и материальные ценности - 75
  • охрана интеллектуальной собственности - 69
  • эффективность деятельности законодательных органов - 51
  • простота, стабильность эффективность налоговой системы - 65
  • затраты бизнеса на защиту от бандитизма - 59
  • организованная преступность - 71
  • доля теневой экономики - 72
  • административные барьеры для старта нового бизнеса - 65
  • степень административного бюрократизма - 72
  • компетентность госслужащих по сравнению с частным сектором - 62
  • утечка умов - 48
  • надежность полицейской службы - 64
  • независимость судебной власти - 66
  • свобода слова - 67

     Если глубоко вникнуть в цифры, то из них следует, что самая большая проблема Россия - неправильное управление на всех уровнях: государством - федеральными округами - субъектами Федерации - городами и другими муниципальными образованиями или наоборот: городами и муниципальными образованиями-субъектами Федерации- федеральными округами - государством, так как при наличии природных богатств, каковыми не располагает ни одна страна мира; при наличии выгодного геостратегического расположения нашего государства в мире (как моста межу Азией и Европой), чем не располагают другие; при наличии других преимуществ мы живем почти-что хуже всех и занимаем 64 место из 80!

     Именно такой результат дает некомпетентность государственных служащих (62 место), высочайшая степень административного бюрократизма (72 место), административные барьеры (65 место), при зависимости судебной власти (66 место) и отсутствии свободы слова (67 место). Это и есть вызовы нам, которые бы следовало учесть при разработке плана!

     6 марта 2004 г. в «Российской газете» опубликованы основные показатели социально-экономического положения всех регионов Российской Федерации в 2003 г. под рубрикой «Кому в России жить хорошо». Разработчики Стратегического плана развития города Хабаровска могли бы использовать проведенный анализ, из которого следует, что Хабаровский край имеет также много нерешенных проблем, что по некоторым показателям он, к глубокому сожалению, отстает от Приморского края, Саха (Якутии), Сахалинской области. Анализ этих показателей нужен отнюдь не для критики, а для учета при разработке плана.

     Разработчикам Стратегического плана целесообразно было бы использовать и подготовленный рейтинговым агентством «Эксперт-РА» анализ («Предпринимательский климат в российских городах»), которым городу Хабаровску присвоено лишь 41 место по уровню развития предпринимательского климата. Мы уступаем Ульяновску, Калуге, Иркутску, Южно-Сахалинску (35 место), Владивостоку (28 место), Перми, Самаре и другим. По наличию законодательных условий предпринимательской деятельности нам дали 70 место, по рангу инвестиционной активности - 61, а по социально-политической стабильности - 84. Может быть, здесь и есть проблемы, которые должны были найти хотя бы отражение в Стратегическом плане.

     Иными словами, пропущен первый этап разработки Стратегического плана, не проведен должный анализ конкурентных преимуществ и недостатков города (SWOT-анализ), который бы позволил учесть вызовы развитию города Хабаровска в планируемый период. Под вызовом понимается осознаваемое вероятное перспективное состояние внешней и внутренней среды города, которое порождает серьезные осложнения или новые возможности в развитии и требует упреждающей реакции в планируемом периоде. Получается, что мы хотим изменить ситуацию, хотим повернуть, но не видим и не можем предугадать, что нас ждет за этим очередным поворотом.

     2. Не проведя Стратегический маркетинг, по этой причине неправильно оценив среду реализации Стратегического плана, не рассчитав вариантные параметры макроэкономического и структурного характера, не сделав научно-обоснованные прогнозы, разработчики пока не смогли правильно определить Стратегические цели и задачи, а также приоритеты, то есть саму Стратегию.

     В представленном на обсуждение Стратегическом плане «главная цель.., которая стоит перед городом в перспективе не только до 2010 года, но и в обозримой перспективе в целом», является «создание в городе Хабаровске условий для комфортной, безопасной и зажиточной жизни граждан города». Стратегический план призывает к тому, чтобы жители города имели основания «гордиться» своим городом, «гордиться» уровнем его благоустройства, совершенством планировки и архитектуры и прочим, а людям требуется иное - удовлетворение их нужд (потребностей).

     Стратегический план вообще не дает ответов на такие вопросы, как: «Быть или не быть?» Быть или не быть россиянам на Дальнем Востоке, к примеру, в 2050 году, а если они останутся, сколько их будет, какими они станут и в каких условиях будут жить? Почему нас так мало и каковы прогнозы? Почему так много больных людей и почему сохраняется негативная тенденция? Почему так много хабаровчан испытывают нищету; почему…Сохранится ли Россия, вообще, в существующих государственных границах?

      Представляется, что Стратегический план города Хабаровска должен быть нацелен, в первую очередь, на сохранение людей, как таковых, ликвидацию бедности, повышение качества жизни хабаровчан до мирового уровня, удовлетворение их реальных нужд (потребностей), создание демократического открытого Общества (не только гласность, свобода слова и другие элементы демократии, но и достоверная статистика, ее доступность), создание условий для предпринимательства, рыночной конкуренции, поддержка инновационной деятельности, нацеленной на создание и продвижение конкурентоспособной продукции, а также создание условий для правосудия.

     3. Нам также представляется, что Стратегический план развития города должен иметь механизм реализации этой стратегии, а он даже не просматривается. Если бы цели и задачи были определены правильно, то тогда бы следовало сразу, одновременно разработать все целевые программы, обеспечив их финансовыми и иными средствами, создав адекватные организационные структур, правильно (именно под конкретные цели и задачи) подобрав профессиональные кадры.

     4. Разработчики Стратегического плана недостаточно творчески и правильно использовали «Методические рекомендации по формированию концепции перспективного комплексного социально-экономического развития муниципального развития», применили «стратегические шаблоны», использованные другими городами, допустив те же самые «стратегические ошибки», которые, со всей очевидностью, не позволят России изменить место в мире, а значит и не позволят решить другие задачи. На наш взгляд, разработчикам нашего плана следовало бы учесть процедуры и подходы, заложенные в Стратегическом плане развития города Новосибирска, хотя и в нем имеются определенные недостатки. На весьма высоком уровне проработан Стратегический план города Казани (Республика Татарстан), в котором главным звеном видятся люди.

     Сейчас время диктует необходимость изменения Стратегического мышления, применения кардинально новых Стратегических подходов, Стратегических решений и Стратегических действий. К сожалению, Россия, в целом, и город Хабаровск, в частности, вновь пошли по пути кампанейщины, все города стали разрабатывать стратегические планы, зачастую бестолковые и никому не нужные, в которых нет места людям. У нас пока получился план Стратегического выживания.